Логопедическая и хирургическая коррекция ринолалии

Ринолалия – это одно из самых редких недугов, которые только встречаются у детей. Он представляет собой искаженное произношение большинства звуков, а также немного искаженный тембр голоса, который возникает из-за нарушенного небно-глоточного смыкания. Не стоит относить данную проблему к механической дислалии, так как современная логопедия рассматривает ее отдельно.

Диагностика

Обследование должно производиться поэтапно сразу же несколькими врачами, после чего формируется грамотный план для лечения. Ребенок с такой проблемой со здоровьем должен перед лечением посетить:

  • логопеда;
  • психолога;
  • дефектолога;
  • фониатора;
  • невролога.

Эти специалисты должны разработать совместно план для подготовки и исправления дефекта. Также может потребоваться помощь отоларинголога, ортодонта, хирурга, который квалифицируется по челюстно-лицевой зоне.

Диагностика должна быть медицинской, а также врачи обязаны проводить обследование устной речи. Это требуется для выявления патологии. Дополнительно специалист может назначить риноскопию, фарингоскопию, рентгенографию и прочие виды исследований.

Как только врачи осуществят полноценный осмотр больного, будет подобран подходящий лечебный план, а также коррекционная работа со специалистом.

Консультации по телефонам: +7 (812) 371-08-90 +7 (812) 371-48-46

Постановка звуков

Практически все звуки при диагнозе ринолалия звучат приближенно. И поэтому работа по постановке звукопроизношения может длиться продолжительное время.

Важно соблюдать последовательность постановки звуков у ринолаликов. При коррекции каждого звука ребенку необходимо научиться выделять его среди других.

При таком диагнозе первыми начинают обрабатываться гласные. Первая обрабатывается А, затем Э, О, У, И. Ребенок должен научиться произносить звуки правильно и изолированно от остальных звуков. Далее он должен постепенно объединять эти звуки между собой. для этого нужно проделывать упражнения:

  1. Ребенок должен произносить гласную букву на выдохе.
  2. Далее следует усложнить задачу. Необходимо, чтобы ребенок за один выдох повторял как можно больше раз одну гласную.
  3. Далее ребенок должен произносить уже освоенные гласные, соединив их.
  4. Следующий уровень сложности: ребенок должен постараться произносить гласные разными тембрами голосов. Сначала низким, как медведь, затем высоким, как птичка.

После удачно проделанной работы логопед переходит к постановке согласных звуков. Коррекция согласных звуков при ринолалии может осуществляться с любого звука или же придерживать определенной схемы. Часто первый звук для постановки — ф. Далее на очереди прорабатываются различные виды согласных звуков. Их очередность определяет логопед. Это зависит от индивидуального случая. Не стоит заниматься по определенному шаблону.

Эти упражнения должны строиться по принципу от простого к сложному и базироваться на уже изученных звуках, чтобы ребенку не было трудно заниматься. Но любому занятию предшествовать должно логопедическое обследование детей с ринолалией.

Хорошей тренировкой можно считать пение.

Степени палатолалии

При I степени имеются остаточные явления палатолалии, которые выражаются в малозаметной гнусавости и незначительной дислалии; в целом речь производит впечатление нормальной;

при II степени назальный призвук и ошибки в артикуляции проявляются сильнее, но в процессе общения не очень заметны;

при III степени палатолалия выражается ясно, но речь ещё понятна;

при IV степени палатолалия выражена сильно, речь совсем не понятна, появляются сопутствующие мимические движения.

Приобретённая открытая ринофония может быть следствием осложнения при удалении небных миндалин. Приобретённая закрытая ринофония — следствием нарушения проходимости носовых ходов (полип носа, искривления носовой перегородки, хронический ринит). В этом случае страдает только оттенок голоса, но произносительная и фонетическая стороны речи остаются сохранными.

Нарушения речи при врождённой расщелине твёрдого и мягкого неба (см. Артикуляционный аппарат) проявляются более сложным синдромом, включающим [общее недоразвитие речи], ринолалию и ринофонию. Кроме того у таких детей нарушена вентиляция легких, проявляется общая физическая ослабленность и страх речи. Довольно часто выявляется сопутствующее снижение слуха. Естественным следствием дефекта твёрдого и мягкого неба являются трудности глотания при приеме пищи.

Оперативный доступ

Оперативный доступ – этап операции, на котором хирург обнажает оперируемый орган. Основные требования к нему:

  • предельная близость к очагу заболевания;
  • достаточное обнажение органа для удобства манипуляций хирурга;
  • минимальное повреждение тканей;
  • удаленность от очагов инфекции;
  • хорошее кровоснабжение краев раны;
  • косметичность;
  • наименьшая глубина раны.

Оперативному доступу придается нужная форма с помощью ранорасширителей, зеркал, крючков. Он может иметь вид пирамиды, конуса и др.

Доступы могут иметь названия – торакотомия, лапаротомия, трепанация и др.

Хирурги все чаще проводят вмешательства посредствам мини-доступов. Это разрезы длиной до 4 см. Такая техника подразумевает использование специального инструмента и осветительной системы.

Самые малые разрезы – при лапароскопических операциях. Обычно это 3-4 разреза по 1 см, необходимые для введения инструмента – троакаров. Это широкие трубки, через которые в оперируемую область под давлением нагнетают газ. Через разрезы вводят микроинструменты для манипуляций и оптику. Изображение действий хирурга выводится на монитор. После такого вмешательства пациенты уже на 2 день встают с постели и через 7-14 дней возвращаются к работе.

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Читайте также:  Дмае мезотерапия: состав препарата для лица, схема введения

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Послеоперационный период

Сразу после хирургического вмешательства никто никакую коррекцию не проводит – нужно дождаться полного восстановления здоровья пациента. Так как операция проводится в ротовой полости и носу, то сразу после могут развиться осложнения – инфицирование операционной раны или шва, воспаление, кровотечения. Это все приводит к увеличению продолжительности заживания швов, может понадобиться проведение повторного вмешательства.

Послеоперационный период

Артикуляционная гимнастика

Как только хирурги разрешают приступать к коррекции, в работу над пациентом включаются логопеды – стандартный первый этап коррекции проводится в полном объеме. Если он начинался еще до операции (такое часто практикуют), то у пациента просто восстанавливают уже приобретенные навыки и выполняют массаж и гимнастику мягкого нёба. Дальнейшие мероприятия по становлению правильного произношения звуков проводятся по классической схеме коррекции.

Послеоперационный период

Обязательно в послеоперационном периоде привлекается ортодонт – часто при имеющихся анатомических нарушениях строения нёба, губ и носа возникают проблемы с ростом, расположением зубов. Это также негативно влияет на развитие речевого аппарата, поэтому должно быть исправлено до того, как будут закреплены навыки произношения гласных и согласных звуков.

Рекомендуем прочитать о том, как проводят закрытую ринопластику. Из статьи вы узнаете о показаниях и противопоказаниях к проведению операции, подготовке и методике закрытой ринопластики.

А здесь подробнее о реабилитации после ринопластики.

Послеоперационный период

Исправление звукопроизношения при ринолалии, проведение хирургического вмешательства – это парафия врачей, узких специалистов. Но без помощи родителей они не справятся, потому что лучшие результаты достигаются при постоянном выполнении упражнений и проведении гимнастики, массажа.

Как правило, прогнозы на восстановление благоприятные, но они зависят от нескольких факторов – какой вид ринолалии диагностирован, в каком возрасте была проведена операция, как проходил восстановительный период, ведется ли коррекционная работа логопедами и родителями.

Послеоперационный период