30 вопросов детским психологам, которые вы хотели задать

Порой подростки идут на поступки, которых от них никто не ждет. Кто бы мог подумать, что вчерашний мальчишка решится зайти в торговый центр с бензопилой, набросится  на отца с ножом, нападет на учительницу в родной школе? Эти громкие случаи заставили белорусов заговорить о психологическом здоровье детей. Какое поведение для подростков нормально, а когда нужно бить тревогу? С лекцией в Минске на эту тему недавно выступила известный эксперт Наталья Шеина.
 

Страх одиночества – нездоровая привязанность и токсичные отношения.

Ребенок, не знающий недостатка в любви и поддержке в детстве, вырастает со здоровыми понятиями об отношениях. В нем заложено глубокое чувство собственной ценности и уверенности в себе. Он знает, что достоин быть любимым, что отношения могут быть стабильными и что этот мир является безопасным местом, которое можно смело исследовать и изучать.

Если же ребенок регулярно недополучает любовь и поддержку, то вырастает с нездоровыми понятиями об отношениях. Им движет либо одержимая привязанность, либо полная замкнутость в себе.

  • Одержимая привязанность

Если детство ребенка отличается непостоянством родительской любви и заботы, в будущем он будет склонным к одержимой привязанности, требуя к себе внимания других людей и хронически боясь, что в какой-то момент они могут его бросить.

  • Замкнутость в себе

Если ребенок растет с родителями, которые не могут о нем нормально позаботиться, он учится заботиться о себе сам, вырастая замкнутым. Он будет пытаться стать максимально самостоятельным, избегая активности в отношениях и отказываясь открывать свой внутренний мир из-за боязни возможных страданий.

В основе описанных выше типов поведения лежит страх одиночества, вызванный недостатком родительской любви в детстве.

Партнеры, которых мы выбираем для романтических отношений, являются подсознательными копиями наших родителей. Кроме того, низкая самооценка и страх одиночества, являющиеся последствиями отсутствия родительской любви, приводят к замкнутости в себе и подсознательному вступлению в токсичные отношения.

Очень важно найти время для анализа своих нездоровых шаблонов поведения и понять, чем они вызваны, чтобы начать сознательную работу над их исправлением и созданием здоровых отношений вместо токсичных.

Плохо контролируют эмоции

Важно помнить, что подросток не всегда может контролировать свои эмоции. Он может грубить, хамить, но делает он это часто не нарочно. Более того, подростки плохо считывают чужие эмоции, аналитические способности и проектное мышление у них развиты гораздо слабее, чем у взрослых.

Также подростки очень зависимы от мнения своих сверстников. Если подросток один, он принимает вполне адекватные решения, но оказавшись в группе себе подобных, он, в первую очередь, думает о том, как расположить сверстников к себе, отсюда возможно неадекватное поведение и реакции, склонность к риску, эпатажу, демонстративному поведению.

Всех подростков отличает:

  • эгоцентризм, они считают себя уникальными, особенными, они считают, что никто никогда не чувствовал то, что чувствуют они, не переживал то, что переживают они;
  • зацикленность на собственных переживаниях, для них экстремально важно то, что они чувствуют;
  • неправильная трактовка чувств, мыслей и поступков других людей, они могут сопереживать только себе подобным, тем, кто на них похож (подросткам), плохо считывая эмоции других людей;
  • актерская игра и демонстративное поведение, как будто за ними постоянно кто-то наблюдает, а потому всегда нужно быть на высоте;
  • ощущение неуязвимости и бессмертности, постоянное стремление делать опасные трюки. Правильная реакция родителя в такой ситуации — не критиковать, говорить, что вы волнуетесь, если есть демонстративность в поведении — искать, чем трюки можно заменить;
  • постоянная проверка границ. Например, позиция: «А что будет, если я не пойду в школу?» Реакция родителя на этот вопрос может быть разной: разрешить или отправить в школу в любом случае. Если оставили дома, нужно быть готовым, что ситуация повторится.
Читайте также:  Как проходит развитие самостоятельности детей?

Для того чтобы уменьшить соблазн, сделайте сидение дома для ребенка скучным: заберите ВСЕ гаджеты, телевизор, все развлечения, пусть доступны будут только домашние дела, уроки и максимум книги. С другой стороны, отправить в школу любой ценой тоже может быть не выход, иногда ребенку нужно остаться дома, чтобы просто отдохнуть и поспать.

Реакционные основы дезорганизации действий

Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.

Для деток младшего возраста таковыми являются:

  • протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
  • отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
  • имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
  • компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.

Реакции у подростков:

  • эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
  • группирование – создание антисоциальных группировок;
  • увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.

Стрессовые обстоятельства

Переходный период всегда сопровождается стрессом. Все участники находятся в непривычных условиях и испытывают дискомфорт. Негативное восприятие может быть вызвано рядом обстоятельств, среди которых следующие:

  1. Опасения по поводу воспитательной методики. Многие приёмные родители воспитывают собственных детей и имеют сложившийся опыт, но опасаются применять его в отношении нового члена семьи.
  2. Страх перед возможной неудачей. Первые неприятности, связанные с проявлением характера или несоответствия реалий предъявляемым ожиданиям, могут спровоцировать неприятие поведения ребёнка.
  3. Неприятие членами семьи. Собственные дети могут чувствовать себя уязвлёнными или даже преданными, поскольку теперь им достаётся меньше внимания.
  4. Общественное мнение. Близкие родственники, друзья или коллеги могут указывать на отрицательные стороны приёмных детей, мотивируя их несостоятельность плохой генетикой, отставанием в развитии и другими несовершенствами, вызывая неуверенность в их будущем.

В ряде случаев возникает перманентный стресс, который ведёт к отказу от воспитания и возвращение приёмного ребёнка органам опеки. Чтобы минимизировать дискомфорт, необходимо понимание, что перемены не происходят в один момент.

Как вести себя во время стрессовых обстоятельств?

Комментарий психолога:

Как правило, этот вопрос актуален до периода стабилизации. И совет тут требуется именно родителям, а не ребёнку. В такой ситуации незаменима консультация специалиста, поэтому посещением психолога не стоит пренебрегать. Во-вторых, всегда стоит помнить, что за возврат ребёнка в детский дом вас никто не осудит. Но при этом чью-то жизнь вы сделаете ещё хуже, чем она была изначально.

На всех этапах важна крепость семейных взаимоотношений и соблюдение семейных традиций. Это то, чего приёмный ребёнок был лишён изначально. Это важно и для него как наглядный пример, и для родителей, потому что иначе сложно противостоять трудностям.

Как рассказать ребёнку о своих эмоциях?

Если речь идёт о ребенке постарше, после 2,5-3 лет можно уже рассчитывать не только на эмоции, но и на слова, речевые обороты. Допустим, вы встревожены чем-то, понимаете, что это не пустяк, и при общении с ребёнком вам не абстрагироваться, скажите об этом прямо: «У меня, доченька (сынок), сегодня настроение не очень хорошее, поэтому я немного напряжённый (напряжённая), но это не из-за тебя, не волнуйся, всё наладится». Если настроение не просто «не очень», а очень скверное — тогда продумайте доходчивое пояснение для малыша… Скажем, вот такое: «У меня, дитя моё, сегодня очень плохое настроение, но я буду стараться общаться с тобой нормально, но не уверена что у меня это получится… Пожалуйста, сегодня ты тоже постарайся быть зайчиком. И этим ты мне сильно поможешь. Будем стараться вместе, хорошо?».

Читайте также:  Безопасность в сети интернет для детей, школьников.

Насколько подробно объяснять причины своего душевного дискомфорта — решать вам, но есть три правила:

  1. Ни в коем случае не лгать. Не можете или не хотите сказать правду — лучше ограничьтесь общими фразами про плохое настроение или неважное самочувствие.
  2. Объясняйте кратко, 2-3 фразы — не больше.
  3. Если ребёнок задаёт вопросы — отвечать лучше прямо, не увиливая и без излишней информации. Если вы не хотите отвечать на вопрос ребёнка – так и скажите «Извини, доченька (сынок), я не могу с тобой об этом сейчас говорить, это то, что касается только меня, и мне не хочется это ни с кем обсуждать, даже с тобой, моё золотко».

Затем плавно переведите тему сначала на какой-то смежный вопрос, а потом вообще уведите разговор в иную сферу. Если вы могли бы ответить, но не готовы прямо сейчас всё грамотно сформулировать, так и скажите: «Малыш, это трудный вопрос, мне надо подумать, как тебе это объяснить, давай поговорим об этом позже, скажем, после обеда или ужина… Хорошо?». Только обязательно назначьте время и заговорите об этом без напоминания, когда оно, это обещанное вами время, наступит.

Даже в 3-4 года дети вполне в состоянии понять смысл таких слов, объяснений и просьб быть аккуратнее с родителем, у которого возникли какие-то проблемы. Конечно, было бы наивно рассчитывать, что сказав один раз с утра о своём неудачном настроении, мама или папа получит к себе особое отношение от трёхлетнего дитя на целый день. Но всё же, в таком случае ваш ребёнок будет знать, почему мама или папа сегодня быстро теряет терпение и не очень настроен поиграть с ним в такие чудесные игры… Слыша это объяснение несколько раз в течение дня, ребенок будет понимать и правильно воспринимать мамины или папины реакции, а также, безусловно, будет более адекватно и дружелюбно относиться к их состоянию. Что особенно важно, при правильных объяснениях ребёнок не будет принимать эти настроения на свой счёт и искать свою (несуществующую) вину.

Нам всем, друзья мои, надо учиться правильно выражать свои эмоции, правильно реагировать на них и находить способы донесения их до своих близких и родных, в том числе и до своих детей… Научимся этому — и тогда мы с вами сможем изменить свою жизнь в лучшую сторону…

Понравилось? Поделитесь с друзьями!Получайте новые статьи прямо на почту!

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

Похвала ребенка — как это делать правильно?

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Полезный совет напоследок

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

Когда нарушения переросли в расстройства пищевого поведения

Очень важно вовремя отследить, когда нарушения пищевого поведения начинают перерастать в реальные расстройства (РПП), требующие быстрого вмешательства специалистов. Понять, что ситуация зашла слишком далеко можно по следующим признакам:

Читайте также:  Переходный возраст у мальчиков: что нужно знать родителям?

Физиологические симптомы расстройств пищевого поведения

Когда нарушения переросли в расстройства пищевого поведения
  • быстрая потеря веса (от 10% от изначальной массы тела), не связанная с переходом на правильное питание или временной коррекцией рациона, либо наоборот быстрый набор массы тела;
  • быстрое уменьшение подкожно-жировой клетчатки, вплоть до ее исчезновения (характерно для анорексии);
  • изменения в общем и биохимическом анализе крови (низкий уровень гемоглобина, снижение холестерина, уменьшение количества лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов, СОЭ, альбумина, натрия, калия, общего белка, кальция, низкий уровень глюкозы натощак);
  • головокружения, учащенное сердцебиение, обмороки, повышенное потоотделение, нехватка воздуха;
  • запоры;
  • отсутствие менструаций от 3 месяцев и больше;
  • выпадение волос, ломкость ногтей, проблемы с зубами;
  • снижение эластичности кожи, бледность кожных покровов;
  • аритмия;
  • постоянное чувство холода, даже когда тепло;
  • низкий уровень эстрогенов в крови, гипогонадизм;
  • обезвоживание;
  • склонность к пониженному артериальному давлению;
  • тошнота, рвота, изжога, нарушение всасывательной функции кишечника, боли в эпигастральной области;
  • остеопороз;
  • отечность.

Как приучать ребенка к горшку и нужно ли спешить?

В этом вопросе очень много спорных моментов: кто-то говорит, что малыша нужно «высаживать» чуть ли не с рождения, кто-то считает, что время все расставит на свои места.

Мое мнение: до 1,5 лет ребенку сложно осознать, что такое горшок, и тем более себя контролировать. Если кто-то говорит вам, что в таком возрасте малыш ходит на горшок – это выдумка и заслуга мамы. Она может 10 раз напомнить, следить за ребенком, часто усаживать его на горшок. Но ребенок все равно не чувствует связи между этим предметом и позывами своего организма.

Советую начинать знакомство с 1,5 лет. Но не насильно, когда малыша садят на горшок и держат, пока он не сделает свои дела. Расскажите ему, зачем этот предмет, посадите туда игрушку, поставьте горшок на видное место. С 1,5 до 3 лет он обязательно все поймет.