7 советов, которые помогут развить в ребенке творческое начало

Если раньше с дошкольниками занимались по одной-двум образовательным программам, то сейчас вариантов больше, особенно, если речь идет о частных детских садах и группах раннего развития. К каким дошкольным технологиям стоит присмотреться родителям, разбираемся с педагогом-психологом Мариной Болотовой, экспертом большой ежегодной онлайн-конференции «Вызовы образования 2020: традиции и цифра» (18-22 августа).

Мотивировать на креатив: как это сделать?

Творческий подход ценится в современном обществе очень высоко, будь то образование или профессиональная деятельность, а развивать его нужно, начиная с самого раннего возраста. Родителям нужно быть особенно внимательными, чтобы не пропустить первые всплески творческой энергии.

Как побудить малыша проявить себя в творческом ключе:

Консультация для родителей «Развитие … Советы и рекомендации родителям в … Развитие творческих способностей у …

  • предлагайте ребенку опробовать разные виды деятельности, от лепки до пения, и наблюдайте, где он проявит себя;
  • старайтесь обеспечить ребенку доступ к необходимым для творчества материалам: карандашам, цветной бумаге, тряпочкам и ниткам, разным видам конструкторов, мелкам и т.д.;
  • пробуйте посещать различные детские развивающие центры и кружки около дома, возможно, в одном из них найдут подход к вашему малышу;
  • ходите в гости к друзьям и знакомым творческих профессий — ребенка могут заинтересовать картины на стенах или кофр от музыкального инструмента, у малыша проснется любопытство, а часто именно оно пробуждает подлинный интерес.

Стадия штрихов и хаотических каракуль

Он может начаться ещё до года (в 9–10 мес.), когда малыш впервые берёт в руки карандаш и понимает, что может оставлять след на бумаге. Он начинается в тот момент, когда ребёнку предложили предметы для рисования и продолжается примерно до двух лет. На этой стадии ребёнок получает удовольствие от того, что он «оставляет след» (причем и в прямом, и в переносном смысле).

Возраст двух лет – это возраст становления «Я» ребёнка. В этот период малыш начинает чувствовать себя субъектом активности, причиной следствий. Соответственно, для ребёнка в этот период особенно важно осознание того, что он может что-то сделать. И рисование – это возможность такого осознания. Ребёнок наслаждается самим фактом того, что он проводит карандашом по бумаге.

Это мало похоже на рисование в нашем взрослом понимании – ребёнок может тыкать в бумагу, не глядя на неё, не соблюдать границы листа. Но это совершенно нормально, так как в этом возрасте ещё не полностью сформировалась зрительно-моторная координация.

Самое важное в этот период – предлагать один лист бумаги и один карандаш (фломастер, краску). Такой подход поможет ребёнку сосредоточиться на оставлении следов, а не на изучении инструментов рисования. Бумагу лучше выбрать большую – размашистые хаотичные движения стандартный лист порой не вмещает. Карандаш должен быть мягким, а фломастер ярким, чтобы ребёнку не пришлось прикладывать дополнительных усилий для рисования.

Чтобы у ребёнка закрепились положительные эмоции, нужно разговаривать с ним и доброжелательно реагировать на первые опыты рисования.

Иногда дети могут переносить свой опыт оставления следов и на другую деятельность. Например, начать так же «рисовать», размазывая еду за столом. На это не следует слишком негативно и эмоционально реагировать, но и не нужно превращать обед в развивающее занятие. Нужно просто помочь ребёнку доесть еду и пойти заниматься другими делами.

Период хаотичных каракуль очень короткий и быстро заканчивается. Главное достижение ребёнка в это время – опыт, который подсказывает, что оставлять следы – это очень хорошо.

Что могут делать родители в этот период? Дать возможность ребёнку максимально выразить себя, то есть предоставить ему разнообразные материалы для творчества: бумагу, карандаши, краски, фломастеры и т. д. Это всё на данном этапе, что нужно сделать родителям.

Не стоит целенаправленно учить ребёнка рисовать какие-то конкретные предметы — в силу неразвитости моторики ребёнок всё равно ещё не сможет воспроизвести ваш рисунок, да и особого удовлетворения от рисунка он не получит. В этом возрасте детям больше всего интересно марать бумагу, оставляя на ней следы от карандаша или краски.

Читайте также:  Как родители калечат детскую психику: примеры очень плохого воспитания

Правда, родители нередко недовольны тем, что дети порой рисуют на листе всего несколько штрихов и берут следующий чистый лист. Родители же пытаются бережно относиться к ресурсам и не тратить много бумаги. Стоит ли настаивать, чтобы ребёнок изрисовал лист полностью и только потом взял другой? Учитывая возраст юного художника, это затруднительно. Лучше проведите небольшой эксперимент — купите толстый альбом и дайте его ребёнку. Он за один присест изрисует порядка десятка листов штрихами. А на следующий день вы можете снова дать ему тот же альбом. Малыш изрисует какое-то количество чистых листов и порисует на тех, на которых уже рисовал.

Развитие художественных способностей детей

Как правило, художественные способности присутствуют у всех в той или иной мере. Важно только пробудить их. Дети, не достигшие трёхлетнего возраста имеют схожие способности к рисованию. В этом возрасте нельзя определить, в какой степени ребёнок обладает талантом к рисованию и каким будет художественное развитие детей в дальнейшем. Необходимо помочь малышу в раскрытии его способностей, создать подобающие условия и поощрять интерес к рисованию. Развитие художественных способностей — достаточно важный момент в воспитании малыша.

Развитие художественных способностей ребенка от 1 года до 2 лет

В этот период дети интересуются яркими предметами: фломастерами, карандашами и т.д. Если эти предметы попадутся малышу на глаза, он наверняка займётся ими: попробует на вкус, повертит в руках… Ребёнок ещё не знает, для чего используют фломастеры. Ему надо показать это, но лишь после того, как малыш сам перепробует все действия с этим предметом и интерес к нему станет уменьшаться.

Покажите, что при помощи карандаша и фломастера можно начертить линию или что-то нарисовать. Малыш начнёт повторять за вами и немало бумаги заполнит штрихами и точками. Не мешайте ему — со временем ребёнок станет рисовать уже более осознанно.

Развитие художественных способностей ребенка от 2 до 3 лет

В этом возрасте дети рисуют уже более предметно. Например, если он собирается нарисовать машинку, в получившемся рисунке он её точно узнает, даже если нарисованное мало напоминает автомобиль. Это говорит о повышении уровня изобразительной деятельности. Малыш при рисовании начинает ставить перед собой изобразительную цель.

Вам необходимо знакомить ребёнка с окружающим миром. Во время прогулки обратите его внимание на кошек и собак, транспорт и растения.

Рассматривайте книжки с картинками. Для развития художественных способностей малыш должен знать, что изображено на картинке. Пусть он попробует это нарисовать.

Помогите ребёнку научиться пользоваться карандашом, кистью и красками. Проводите занятие лепкой.

Будьте начеку — малыш наверняка захочет попробовать краску или залезть в неё пальцем. Чтобы ребёнок не рисовал на стенах и мебели, отдайте ему на растерзание длинные полосы ненужных обоев — это наверняка понравится ребёнку.

Если вы хотите, чтобы развитие художественных способностей ребенка было гармоничным, занимайтесь с ним лепкой, аппликацией и рисованием как можно чаще.

Детям старшего возраста полезно будет посещать музеи, выставки и вернисажи. Изучая работы известных художников, малыш и сам сможет выражать свои чувства более точно.

Совместное творчество детей и родителей

Помните о том, что художественное развитие должно быть интересно детям. А наибольшую заинтересованность дети проявляют в совместных с родителями занятиях. Уделите таким занятиям 20 минут в день, и по окончании совместного творчества ребёнок сам продолжит рисование.

Пусть родители рисуют дом, а дети — трубу, двери, окошки. Во время занятий обсуждайте, какой краской нарисовать море, чего не хватает рисунку. Что бы ни получилось в результате — не стоит ругать малыша — у всех художественное развитие происходит разными темпами. Хвалите ребёнка за успехи и старайтесь поддержать желание рисовать. Малышу важна ваша оценка и комментарии по поводу его работы. Если вы не пожалеете хороших слов и проявите неподдельный интерес — малыш обретёт желание совершенствоваться в области рисования.

Еще три важных причины, зачем родителям заниматься рукоделием с детьми

Основные причины наличия рукоделия в жизни детей я написала. Но для меня существуют еще два очень важных пункта, которые я хотела бы вам выделить.

6 Сундук воспоминаний

Вспомните свое детство. Что самое приятное было? Наверняка посиделки с мамой или папой, походы в лес за грибами или катание на велосипеде. Я хочу, чтоб у моей дочери точно был целый сундук воспоминаний, которые бы ей помогали в трудные моменты жизни не унывать и улыбаться.

Поэтому я считаю, что рукоделие очень важно как времяпрепровождение родителей и детей, которое точно останется с нашими малышами навсегда.

7 История семьи

Поэтому предлагаю выбрать вид рукоделия вместе с ребенком и собрать семейные истории, которые можно воплотить в творческом проекте. Для ребенка это будет очень интересное событие и точно запомнятся не только семейные легенды и традиции, но и сам процесс создания.

К тому же ценность семьи и ее крепости взлетит в разы, а не это ли мы должны транслировать нашим детям?!

8 Изменение мира

Рукоделие учит детей менять мир так, как им нужно. Развиваясь в творчестве, наши дети видят, что можно сделать что-то лучше, красивее, удобнее.

Еще три важных причины, зачем родителям заниматься рукоделием с детьми

Занимаясь с детьми творчеством, вы можете им показывать, что мир в их руках и нужно менять его на благо себя и других живущих на этой планете.

Что можно сделать и рассказать в рамках обучения рукоделию

  • По большей части рукоделие для детей — это переработка чего-то уже использованного. Так, вы можете многое рассказать (или вместе узнать) про разложение мусора, про сортировку, про повторное использование вещей, дабы не засорять планету. Про переработку швейного мусора я писала здесь.
  • Или раскраска футболки вместе даст понимание ребенку, что с помощью навыков шитья и рисования можно создать себе тот самый образ, выразить себя с помощью одежды и не только.
  • К тому же можно приобщить ребенка к созданию уюта дома. Это покажет малышу, что он полноправный член семьи и может участвовать в дизайне жилья. Так, дети часто начинают предлагать интересные решения для хранения игрушек или организации пространства. Я предлагала в рамках создания уюта дома простой мастер-класс, как сшить прихватку из лоскутков, который осилят даже дети. Я думаю, что им будет весело составлять блоки из лоскутков словно кусочки пазла.

Шитье как вид рукоделия для детей отлично справляется с развитием и мелкой моторики, и воображения, и видения своего мира. Поэтому, моя дочь, например, уже в свои полтора года сидела за швейной машинкой и помогала строчить шапочку, которую мы выкроили вместе.

На этом сайте вы можете найти подходящие мастер-классы для работы с детьми дома. Начните прямо сейчас создавать историю семьи своими руками.

Читайте также:  10 самых распространенных ошибок родителей подростков

А каким рукоделием с детьми занимаетесь вы? Покажите ваши совместные работы.

Поделиться статьей

Заключение

Знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. Происходит гармоничное развитие личности. Поэтому задачей родителей является создание условий, в которых ребенок сможет не только познакомиться с шедеврами мирового искусства, но и сможет найти творческое самовыражение.

Гармоничного развития Вам и Вашим детям!

Интересно, а какие виды искусства и каким образом включены в жизнь вашего ребенка? Поделитесь в комментариях!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Логика vs интуиция
  • Гленн Доман «Гармоничное развитие ребёнка» — краткое содержание
  • Ментальная арифметика
  • Формирование самооценки у детей
  • Методика Монтессори для естественного развития ребенка
  • Развитие мелкой моторики у ребёнка
  • Подборка курсов для детей и родителей
  • Творчество и логика: миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга
  • Формирование мотивации учения
  • Развитие мозга: полезные советы и упражнения

Ключевые слова:1Дети

Технология Дьюи

Джон Дьюи разработал практико-ориентированный подход. Дьюи считал, что дошкольник должен заниматься игровой и трудовой деятельностью, что дает ему необходимый жизненный опыт.

По каким принципам работает?

— Все, что происходит с ребенком, должно быть ориентировано на практику. Не надо перегружать мозг лишними знаниями, нужно научить работать своими руками, применять приобретенные знания и умения в других ситуациях.

— Обучение должно быть направлено на получение опыта, который может накапливаться только самим ребенком. Мышление — это только инструмент для решения проблем. Ребенок изучает окружающий мир, в итоге хочет научиться нужным навыкам и испытать их.

— Кроме трудовых навыков важны география и история. География помогает узнать окружающий мир, история — мир и культуру людей.

Технология Дьюи

Каких целей достигает ребенок?

Читайте также:  Как отучить ребёнка грызть ногти?

— Получает жизненный опыт. Ребенок учится решать проблемы и нарабатывает умения.

— Разбирается в географии и истории. Это помогает познавать окружающий мир и людей с их отношениями.

— Учится предприимчивости. Этому способствуют проекты, которые запускает с ребятами педагог.

Читайте по ролям

Обычно до того, как ребенок научится читать, это за него вслух делают родители. А когда грамота освоена, мамы и папы оставляют ребенка с книгой наедине, ведь их помощь больше не хотя бы раз в неделю стоит делать исключение и читать вслух вместе с ребенком по получится разыграть драматические сценки на основе прочитанного – еще лучше: так вы разовьете не только творческие способности ребенка, но и его сценические и риторические один прием, благодаря которому ребенок наверняка полюбит поэзию, – чтение стихотворений «цепочкой». Вы произносите вслух первую строку или строфу – ребенок подхватывает вторую, и использовать стихотворения, которые ребенок учит в школе, или любые другие.

Читайте по ролям

Воспитание ребёнка до года. Трудные дети

Многие родители любят сравнивать своих детей с чужими. Они следят за тем, как быстро появляются новые навыки у соседских детей или же у их собственных, сравнивают характеры. И некоторые родители открывают для себя, что их ребёнок трудный.

В одной книге я как-то вычитала, что нет трудных детей. Есть дети с повышенными потребностями. Согласитесь, не очень хочется признавать своего любимого малыша беспокойным, капризным или трудным. А вот когда речь идёт о повышенных потребностях ребёнка, ситуация принимает другой оборот. Выходит, у каждого ребёнка свой собственный уровень потребностей. У некоторых детей он может быть повышенным. Такие детки требуют постоянного внимания родителей, нервно реагируют на смену обстановки или появление в их окружении новых людей. Они не могут сами успокоиться или заснуть и очень энергичны. При этом родители никогда не знают, чего ожидать от них и всё время ищут новые способы успокоить и развлечь. И это совершенно не значит, что с ними нужно бороться и пытаться сделать их «нормальными».

Более того, считается, что ребёнок, который в детстве «купается» во внимании родителей (а что ещё родителям остаётся), вырастает более уверенным в себе, знает, чего хочет от жизни, и умеет достигать своих целей.

Общение с таким ребёнком для его же родителей – ценный опыт. Они учатся удовлетворять потребности их чада разными способами, привыкают к жизни в тесном контакте с малышом. Самое главное, помнить, что нужно получать удовольствие от общения с ребёнком и не принимать всё близко к сердцу. Со временем, когда ребёнок будет более самостоятельным, родителям будет даже не хватать той тесной связи, к которой они привыкли.

Занятия, игры, игрушки

В 8-9 лет ребенок обладает хорошо развитым логическим, критическим и познавательным мышлением. В этот период хорошо предлагать сыну или дочке выполнять сложные задания, позволяющие расширять уже имеющиеся знания, тренировать полученные знания. Предлагайте вашему ребенку:

  • сложные логические головоломки. Можно подписаться на журнал с такими задачами или купить сборник. Неплохо, если вы самостоятельно можете придумать задачу в бытовых условиях и предложить ребенку ее решить. Предложите выстроить алгоритм, решить математический ребус или выстроить последовательность предметов, вычислив закономерность;
  • настольные игры. “1000 городов мира”, “Сундучок знаний”, “Эрудит”, “Монополия”, “Колоретто”;
  • механические головоломки: кубик Рубика, змейка Рубика, “Пятнашки”, “Лабиринт”, “Вавилонская башня”.

От детских игрушек можно начинать избавляться. Обсудите с ребенком, как вы поступите со старыми, ненужными вещами. Самостоятельно выбрасывать или отдавать детские игрушки не рекомендуется, желательно обсудить этот вопрос заранее с сыном или дочкой.

В 8-9 лет рекомендуется предлагать ребенку посещать различные секции и кружки. Будьте готовы, что ребенок не сможет сразу определиться с желаемым видом занятий. Любознательность еще находится на пике и сыну или дочке сложно выбрать, что наиболее желательно. Чтобы малыш быстрее определился, можно поводить его на разные мастер-классы, познакомить с техниками обучения в разных кружках.