Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

Письмо — это непростой навык, для освоения которого требуется хорошее развитие мышц, пластичность кисти руки и четкая скоординированность движений. Чтобы у ребенка не возникли трудности в школе, связанные с плохим почерком, медленным выполнением заданий или чрезмерным напряжением, родителям нужно уделять достаточно внимания для подготовки дошкольника к 1 классу. Мы расскажем, какими способами можно натренировать руку малыша и развить графомоторный навык.

«Безопасность ребенка до лет в быту»

раскрыть » / « свернуть

«Безопасность ребенка до 3 лет в быту»

Безопасность ребенка до 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и остальных взрослых, находящихся рядом с ним. Особенно важно родителям быть внимательными, когда ребенок начинает сам передвигаться.

Хорошо, когда ребенок понимает слова «можно» и «нельзя», однако это действует только, когда взрослые рядом и контролируют его действия. Кроме того, запретные предметы вызывают повышенный интерес, поэтому лучше если они вообще будут вне досягаемости ребенка, или в безопасном состоянии, например, утюг убрать подальше, а розетки закрыть специальными заглушками. Следует учесть также ребенку не нужен постоянный контроль, у него должно быть личное пространство и свобода. То есть задача взрослых — сделать пространство малыша по максимуму безопасным!

1. Все электроприборы должны быть вне доступа ребенка или, по крайней мере, лежать так, чтобы взрослые успели отреагировать на детские попытки их взять.

2. Горячий суп в тарелках и кастрюли с горячими блюдами, чай, кофе и тому подобное должны быть расположены на дальних конфорках плиты либо далеко от края стола. Кстати, лучше, если на столе не будет скатерти, которую может стянуть на пол ребенок вместе со всем содержимым.

3 . Для острых углом мебели есть специальные накладки.

4. Часто родители не задумываются, что для ребенка опасны обычные пакеты, ведь часто, играя, ребенок натягивает их на голову, а сможет ли он их снять?

5. Шнурки, веревочки, цепочки, поводки для собак и т. п. — все это ребенок надевает на себя, в первую очередь, на шею.

6. Уксус, спиртное, бытовая химия, лекарства и др., особенно если все это хранится в ярких привлекательных баночках или, тем более, перелито в бутылки от пищевых продуктов, вызывает у ребенка желание попробовать.

7. Колющие и режущие предметы. Ножи, ножницы, спицы убираем подальше. Когда поймете, что ребенок к этому готов, научите его этими предметами пользоваться (чтобы снизить к ним интерес, использовать по назначению).

предметы (пуговицы, колпачки, булавки, монеты, батарейки, элементы конструктора на магнитах и т.д.). Дети все это берут в рот, пытаются вставить в нос и уши.

9. Окна. вызывают у малыша особый интерес, ведь за ними — МИР!!! Страшно подумать, к чему приводят попытки ребенка залезть на подоконник. Доступ к подоконникам должен быть абсолютно ограничен или хотя бы затруднен, лучше, если на окнах установлены запорные устройства

11. Дети любят играть с дверью: открывать и закрывать, забывая о том, что они держат ее пальцами, поэтому лучше установить специальные фиксаторы на двери.

Таким образом, заботясь о безопасности своего ребенка, с одной стороны, необходимо удовлетворять его интерес к окружающему миру: объяснять, для чего нужны те или иные предметы и устройства, показывать, как они работают, учить ими пользоваться, а с другой — делать максимально безопасным его окружающую среду. Причем эти процессы должны идти параллельно!

раскрыть » / « свернуть

Как формировать графомоторный навык

В 4 года ребенок должен уметь твердо держать карандаш, обводить и разукрашивать предметы, к 5 годам – заштриховывать предметы, не выходя за контур, уметь ставить жирную точку, фиксируя сильный нажим, к 6 годам – чертить прямые линии, рисовать по клеточкам, ориентируясь на листе бумаги, дорисовывать и рисовать самостоятельно несложные геометрические узоры, считая по клеточкам вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали.

При формировании графического навыка письма можно выделить несколько этапов:

  1. Заштриховка фигур, таких как квадрат, круг, шестиугольник и т.д.; обводка по трафарету, написание элементов в строке или клетке (вырабатывается умение не выходить за границы строки, правильно держать карандаш, проводить ровные линии, округлять их, соизмеряя длину и высоту, писать пропорционально сходные элементы);

  2. Написание букв поэлементно, загибы, хвостики и петельки в геометрически правильном соотношении друг с другом;

  3. Написание письменных букв, больших и маленьких, без учета соединений с другими графемами. Важно отработать навык ведения рукой в верном направлении: снизу-вверх, слева-направо или сверху-вниз, налево и направо. Ребенок должен понять и автоматизировать направление линий в строке;

  4. Написание сочетаний письменных букв, слогов, отдельных слов с учетом их соединений, с пониманием того, как одна буква соединяется с другой в данном сочетании.

Читайте также:  Имена девочек 2021. Счастливые женские имена в 2021 году

Эта работа очень кропотливая и требует постоянного участия взрослого. Ребенок должен осмыслить откуда и куда вести линию, где ее начало и конец. Конечная цель обучения навыку письма – выработка ровных, ритмичных и достаточно быстрых движений руки. При написании отдельных элементов буквы на кисть дошкольника накладываются дополнительные микродвижения. Важен также зрительный образ буквы, заложившийся в памяти малыша и определяющий порядок ее начертания. В отличие от чтения двигательный навык письма не формируется за один год, а складывается в течение 6-7 лет обучения в школе.

На начальном стадии обучения письму у ребенка еще не выработался мышечный контроль правильности написания букв, первоклассник опирается лишь на зрительный образ, поэтому так важно сформировать пространственный образ буквенного символа. Легче всего у дошкольника этот навык закрепляется через лепку букв. Так проще отобразить соотношение элементов, например, у буквы ш, закрепить правильный поворот хвостика у букв б и д, отличить написание конечных элементов у похожих по начертанию букв и и у.

упражнений для подготовки руки к письму

Для того, чтобы научиться писать надо уметь работать рукой, быть сосредоточенным и внимательным. Но подготовка руки к письму не тождественна обучению этому навыку. Задача этих упражнений — не научить ребенка выводить буквы на листке, а подготовить, натренировать его руку, зрительное восприятие и умение ориентироваться на листке бумаге.

1. Зарядка с карандашом 

Все движения сначала выполняются медленно. Убыстрять можно постепенно с согласия ребенка.

  • зажать карандаш между ладошками и плавно катать его вперед-назад;
  • положите карандаш на стол и катайте его ладошкой;
  • зажать карандаш большим и указательным пальцами, поставить его кончик на лист бумаги и сделать точку. Потом пальчиками плавно опуститься вниз по карандашу;
  • положите ладошку на стол, разведите пальцы. Другой рукой взять карандаш и прикоснуться им между пальчиками;
  • возьмите карандаш указательным, большим и средним пальцами и вращайте его.

2. Зарядка для пальчиков

  • вытяните руку перед собой, растопырьте пальцы, а потом с силой сожмите;
  • постучите по столу пальчиками так, словно вы играете на пианино;
  • вращайте кистями рук по кругу, встряхните ими, разотрите;
  • возьмите в ладошки грецкий орех и катайте его вперед-назад;
  • переплести пальцы рук (сделать “замок”), потом разжать пальчики.

3. Рисование по точкам

Обозначьте любой простой рисунок точками и попросите ребенка провести по ним линии.

4. Пройти по лабиринту

Нарисуйте лабиринт (можно приобрести готовые книжечки с лабиринтами), попросите ребенка пройти по лабиринту, нарисовав линию так, чтобы не задеть стенки.

5. Рисование по трафарету

Подберите интересные трафареты и попросите ребенка обвести их. В качестве трафаретов могут выступать фигуры из конструктора, крышки от бутылок, пасочки и другие предметы.

6. Аппликация в технике мозаика

Дайте ребенку цветную бумагу. Пусть нарвет как можно больше маленьких цветных кусочков, из которых потом можно сделать аппликацию. Она может быть как в авангардном стиле, так и по заданному рисунку. Бумагу также можно скатывать в шарики и приклеивать.

7. Рисование мелом

Сейчас часто приобретают мольберт для рисования, одна сторона которого — меловая доска. Рисование мелом на такой доске — отличная тренировка для детских пальчиков.

8. Рисование ладошками

Расстелите перед ребенком большой лист ватмана, дайте краски и попросите что-нибудь нарисовать ладошками.

9. Выкладывание узора из спичек

Распечатайте или нарисуйте простые геометрические фигуры или узоры. Попросите ребенка повторить изображение, выложив его с помощью спичек или палочек.

10. Картины из пластилина

Разомните пластилин, возьмите картон и распределите по нему пластилин. Придумайте заранее рисунок и выложите его на пластилине из семечек, косточек или камушков.

Творчество

Занятия творчеством не только увлекают и выявляют способности малышей, они воздействуют на зоны мозга, ответственные за общее развитие, способствуют тренировки мышц кистей рук, тренируют координацию, ловкость движений. Дошкольникам полезно рисовать пальчиковыми красками, мелом, песком, заниматься оригами, лепить из пластилина, соленого теста, глины, плести макраме или делать «фенечки» из бисера.

Игры, творческие занятия, массаж и гимнастика позволят развивать мелкую моторику, пока ребенок еще мал и не готов к более серьезным заданиям. По мере его взросления занятия становятся более сложными, с бумагой и карандашом.

Идея знака

Другой очень важной предпосылкой является формирование «идеи знака». Человек постоянно использует самые разные символы, которые что-либо обозначают: буквы, цифры, знаки дорожного движения. Ребенок не сразу может прийти к пониманию такого рода абстракции.

Поначалу даже картинки он воспринимает как самостоятельную реальность. Позже он осознает, что картинки — лишь изображение реальных предметов, и может сопоставить предмет и его изображение. Затем он начинает использовать в играх предметы-заместители: палочка в зависимости от ситуации может обозначать ложку, градусник, шприц и т.п. И это очень важный показатель! Значит, идея о том, что предмет обозначается словом, а звучащее слово — написанными на бумаге знаками, близка к осознанию ребенком.

Читайте также:  Воспитание приемного ребенка – основные трудности

Сама концепция письменной речи появляется у ребенка не сразу. Для него совершенно не очевидно, что с помощью каких-то странных закорючек можно что-то «сказать» другим людям. Идея фиксации информации на бумаге начинается для ребенка не с письма, а с рисования. И он сначала рисует предметы, целые последовательные сюжеты, а потом переходит к «рисованию» речи. Если ребенок имеет возможность наблюдать пишущих взрослых, то в какой-то момент он начинает подражать им. Он записывает в строчки каракулями свои «тексты».

Там может не быть ни одной настоящей буквы, но ребенок четко знает, что именно он написал, и по вашей просьбе всегда может вам это «прочитать». И на этом этапе ему очень важна поддержка взрослых. Это своего рода «лепет» в письменной речи. Если мы его поддержим, отнесемся к его творчеству с уважением и интересом, то письменная речь будет постепенно развиваться. В письме каракулями все больше начнут появляться буквы. Особенно если мы поможем ребенку научиться слышать отдельные звуки в словах и обозначать их буквами.

Именно в процессе письма ребенок осваивает графическую форму слова, принимает ее и наполняет смыслом. После этого переход к чтению происходит очень гармонично. В нашем традиционном обучении чтению через озвучивание каждой буквы, соединение букв в слоги и слова ребенок понимает написанное слово через проговаривание: он читает вслух и понимает значение прочитанного, только услышав свое собственное прочтение.

Но продвинутое чтение исключает проговаривание, будь это громкое чтение или чтение «про себя». То есть понимание происходит за счет способности связать цельный графический образ слова с его значением, представлением о предмете, минуя звуковой образ. Этому очень способствует предварительная работа по записи слов, будь это непосредственно запись рукой, карандашом, мелом или составление слов из готовых букв.

То есть письмо предшествует чтению, оно легче! Дети раньше и с удовольствием начинают писать. А читать они еще очень долго просят нас, даже уже зная буквы. Чтение — сложный интеллектуальный процесс. Если мы хотим, чтобы дети любили читать — надо, чтобы они умели это делать. Мы обычно не любим то, что трудно и не приносит успеха. Освоение чтения детьми идет очень неспешно. И поторопить их — не в наших силах.

На каждом этапе нужна определенная тренировка, приводящая к построению определенных нейрофизиологических механизмов (это, в свою очередь, возможно только тогда, когда соответствующие нервные клетки достигают физиологической зрелости). Усложнение чтения должно происходить небольшими шагами, чтобы ребенок мог понять прочитанное и получить от этого удовольствие. А пока будем наслаждаться жизнью сами и дадим такую возможность нашим детям.

Позволим им узнавать этот мир всеми доступными средствами, осваивать жизненные навыки, развивая мозг и подготавливая его к дальнейшим умственным прорывам. И пусть ни для нас, ни для наших детей чтение не превратится в тяжкий труд и обременительную обязанность. Если мы будем с удовольствием читать и сами, и детям — они обязательно этому научатся и так же будут получать удовольствие от процесса.

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

  • Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

  • Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

  • Главная
  • |

  • Для родителей
Читайте также:  Как выбрать хорошую первую обувь ребенку, только начинающему ходить

Формирование навыков письма

При развитии письма у ребят каждый уровень организации течет произвольно, но преимущественно задействуется лингвистическая группа операций. Методы изучения детьми письма в школе, к сожалению, обычно задействуют лишь психологические аспекты.

После того, как ребенок освоил написание букв и некоторых слов, он более эффективно переходит на следующий – психологический – уровень. На этом этапе формируется его мотив, появляется интерес к определенному замыслу, ребенок обдумывает содержание с помощью картинок и т.п.

Все эти методы позволяют гармонизировать процесс развития навыка письма у ребят.

Итак, формирование навыков письма вызывает значительные затруднения, поэтому владение генезисом этого процесса и его психических особенностей, а также знания того, на основе чего формируется этот навык, его структура и его функции – все это позволяет грамотно подобрать методику обучения.

Проанализировав литературу, мы делаем вывод, что сегодня ученые, исследующие дисграфию, уделяют внимание тому, что именно формирует неречевые функции, которые принимают участие в процессе письма. Также нужно определять то, насколько они значимы и важны.

Сегодня исследование дефектов письма обычно ограничивается классическим педагогическим подходом, который связывает его с плохо развитой лингвистической основой у детей или с дефектами ориентации в пространстве.

У детей, страдающих дефектами письменной речи, неполноценно развита речевая функция, а также некоторые высшие функции психики. Неполноценно сформирован синтез и зрительный анализ, неправильные пространственные представления, ребенок не владеет дифференциацией звуков, не может анализировать слоги и синтезировать с их помощью слова, не способен делить предложения на отдельные слова, у него страдает грамматический и лексический речевой строй, плохо работает память и внимание, наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы.

Пока недостаточно изученным является то, какую роль внимание играет на формирование навыков письма.

Сегодня значительно растет число детей, страдающих тем или иным видом неблагополучия в психическом и соматическом здоровье. Все больше детей испытывают трудности в процессе обучения в школе.