Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы

В нашей статье “Что должен знать будущий первоклассник, идя в школу” мы говорили о том, что послоговое чтение — один из навыков, который помогает ребенку лучше адаптироваться к первому классу. Поэтому начинать обучение стоит заблаговременно, но с учетом готовности ребенка обучаться.

Обучение грамотному письму – победима ли дисграфия?

Согласно статистике, семь школьников из десяти пишут с ошибками, и трое из десяти младших школьников страдают дисграфией.

Дисграфия становится причиной многих досадностей и несправедливых упреков. Ребенок, подверженный дисграфии, может знать правила лучше всех в классе, а вот пользоваться ими у него не получается.

Обучение грамотному письму должно идти единым фронтом: в школе, дома и, возможно, у логопеда. Грамотный учитель или хороши логопед   способны победить дисграфию даже в средней школе. Но и дома, своими силами, вполне возможно если не избавиться полностью, то хотя бы уменьшить ее воздействие. Что могут предпринять родители детей, отличающихся множеством ошибок при письме?

  • Выгуливайте ребенка, не держите его дома. Активные игры на свежем воздухе насытят мозг кислородом, повысят работоспособность малыша, обеспечат ему полноценный отдых.
  • В дошкольном возрасте позвольте дитю играть, отложите развивающие интенсивы на потом. Игра приучает малыша к соблюдению правил, самоконтролю, дисциплине.
  • По этой же причине отдайте чадо в танцевальную секцию или в спорт. Кроме волевых качеств, спорт развивает координацию, что является крайне позитивной предпосылкой при обучении грамотности.
  • Делайте ребенку легкий массаж шеи и затылка, это позволит разгрузить позвоночник, активизирует кровоток и работу мозга.

Как научить школьника грамотно писать? К утешению родителей дисграфиков, этот «орфографический недуг» исправим. Важно обратиться к специалисту вовремя и заниматься систематически. Смогут ли родители побороть дисграфию сами? Если речь идет о диагнозе, то помощь специалиста необходима.  Как распознать серьезные нарушения в письменной речи ребенка? Об этом говорят некоторые признаки…

Признаки дисграфии при безграмотном письме

Дети, подверженные дисграфии не любят писать.  Их тетрадки неряшливы, почерк постоянно меняется: от плохого до совершенно нечитабельного. Если не заниматься коррекцией, это нарушение становится причиной комплексов и трудностей в письме (во время экзаменов, на работе, в быту). Между тем, недуг может поразить даже интеллектуала – нередко умные, развитые дети оказываются совершенно беспомощными, когда перед ними кладут чистый лист и шариковую ручку:

  • Ошибки в тетрадках повторяются, их много, хотя малыш старательно учит правила.
  • У школьника плохой почерк, он путает буквы, пишет их не в ту сторону, заменяет, дописывает лишнее.
  • Почерк дисграфика может зависеть от настроения и самочувствия.
  • При всех «письменных» недостатках, дисграфики могут неплохо рисовать.

Как научить ребенка писать без ошибок? Важно помнить, что причины диграфии и дислексии (нарушений чтения, которое часто сопутствует дисграфии) могут быть разными – от педагогической запущенности (и тут виновны исключительно родители) до особенностей генетики. Как видите, вины школьника и в том и в другом случае нет, поэтому он нуждается в помощи и не заслуживает упреков и порицаний.

Возможно, малыш просто не хочет учиться, может быть, ему неинтересно. И тогда необходима альтернатива. Скучный учебник с успехом заменяет увлекательное пособие, например, “Секреты орфографии”Граник Г., где правила сочетаются с заданиями для начертить схемы правил или заучить  их с помощью мнемонических символов. Устройте игрушечную школу с настоящими атрибутами: маленькой доской, мелом, крошечными тетрадками и дневниками.

Читайте также:  Как детям в роддоме проверяют слух у новорожденного

Правильное письмо: как преодолеть ошибки

Чтобы научить ребенка писать грамотно, нужно разобраться, как происходит процесс письма и какие качества мышления необходимо развивать:

  • Память руки – в основе этого фактора лежит двигательная память. Написав трудное слово несколько раз, школьник запоминает его и может вспомнить орфографию автоматически, не задумываясь.
  • В связи с правилом, озвученным выше, возникает вторая предпосылка: нельзя допускать ошибки. Написав слово с ошибкой хотя бы один раз, мы фиксируем ее в памяти. В следующий раз мы ошибемся там же почти наверняка. Если ученик не знает, как написать слово, пусть лучше задаст вопрос или подсмотрит в книге.
  • Слух, а именно способность различить звуки речи, определять их характеристики, привязывать их к правилам – одна из главных предпосылок грамотности.
  • Орфографическая  артикуляция, самодиктант , проговаривание слова так, как оно пишется, задействует сразу несколько видов памяти: слуховую, артикуляционную (двигательную), орфографическую. Кроме того, ребенок учится принимать решение, тренирует мозговые процессы, отвечающие за грамотность при письме. Это же прием можно применять и на уроках, только проговаривать нужно шепотом.
  • Письмо с комментариями – высший пилотаж правильного письма. Прежде, чем написать, школьник поясняет правило, которое собирается применить. Это упражнение способно довести орфографические навыки до полного автоматизма.

С чего начать обучение письму?

До непосредственного перехода к обучению письму необходимо пройти несколько обязательных этапов без которых работа с письменной речь будет неэффективной. 

  • Обучение устной речи

Существует мнение, что изучение иностранного языка начинают со знакомства с алфавитом, обучения чтению, только затем переходят к письму. Однако, такой подход не совсем верный. Изучая родной язык, дети в первую очередь учатся говорить: повторяют за взрослыми, запоминают фразы из мультфильмов, по максимуму воспринимают речь на слух, а затем просто копируют основные слова и фразы. 

То же самое должно происходить и с английским языком. Дошкольники начинают изучать иностранный язык в контексте: преподаватель общается с ними на новом языке, ученики учат слова и фразы в общении. Только после наработки устной базы можно переходить к обучению письму. 

  • Изучение букв

В данном случае этот процесс напрямую связан с обучением чтению. Ученики изучают буквы: как их произносить (используются ассоциации с картинками и словами, например, a-apple), заучивают в виде песни, учатся писать буквы и ассоциативно связанные с ними слова. На данном этапе работают с написанием букв и элементарных слов в прописях. При работе с прописями очень помогут визуальные сопровождения к словам или целым предложениям, прописывание “в воздухе”, тренировка отдельных элементов букв. Для дополнительной мотивации хвалите ребят, проводите игры, например, “напиши букву с закрытыми глазами” или “кто первый вспомнит и правильно напишет пропущенные буквы в алфавите”.

  • Дальнейшая работа со словами

После изучения букв и правописания элементарных слов начинается более глубокая работа с письмом. В большинстве случаев к этому моменту ребенок достигает уровня pre-beginner или beginner (на предыдущих двух этапах ученик был на уровне starter). Письменная речь развивается при работе с лексикой. Ученики соединяют слова и картинки, затем заполняют пропуски в словах или целых предложениях. Также могут использоваться такие задания как:

  • unscrable words;
  • мини-диктанты (если ученики еще не могут написать слово полностью, то можно заранее подготовить заготовку: например, текст с пропусками или набор слов у которых уже есть первая и последняя буква);
  • кроссворды;
  • написание заголовков к иллюстрациям;
  • заполнение пропусков в песнях;
  • заполнение пропусков в комиксах уже готовыми фразами.
  • Работа со свободной письменной речью

Все ранее описанные задания относятся к этапам controlled или semi-controlled practice. При работе с развитием письменной речи, как и с любым другим навыком важно идти от простого к сложному. Последний этап работы с письмом – freer practice, где уровень сложности заданий и свободы ученика выше. К таким заданиям относятся:

  • письменные ответы на вопросы;
  • создание собственных открыток;
  • написание чата или диалога;
  • написание рассказа по картинкам;
  • написание мини-эссе или личных писем;
  • написание краткого содержания рассказа;
  • создание проектов (например, тематических, “my family”, “my toys” и т.д.).

В данном случае ученику очень помогут уже имеющиеся заготовки и шаблоны: фразы, которые они ранее  тренировались писать по отдельности, определенные клише. Следует помнить, что даже на этапе свободной письменной речи ученикам может понадобиться определенная опора: ключевые слова и фразы, пример письма/сочинения/проекта. 

Почему у ученика не получается писать?

Такая проблема возникает у многих преподавателей. Основная причина подобной ситуации – недостаток разговорной базы. Часто ученик просто еще неготов перейти к письму. В таком случае не стоит подгонять студента, ведь у каждого свой индивидуальный темп обучения. Лучше продолжить наращивать словарный запас, развивать монологическую и диалогическую речь, а к письму перейти чуть позже. 

При обучении письму важно придерживаться принципа от простого к сложному, от наращивания разговорной базы к непосредственному развитию письменной речи. Важно переходить к письму когда ученик действительно будет к этому готов и начинать с заданий на controlled practice (например, задания на заполнение пропусков и дополнение предложений, плавно переходя к freer practice (например, составление рассказа о себе). Также необходимо понимать, что обучение письму не происходит за один день – это долгий и непростой путь. В силах учителя помочь развить навык и мотивировать ученика.

Желаем успехов!

Анастасия Дорофейкина

Читайте также:  Английский язык в раннем возрасте: за и против

Поделиться ссылкой:

Пять шагов на пути к красивому почерку

Существует пять важный моментов, которые необходимо учесть, прежде чем ребенок начнет выводить первые буковки.

Шаг первый — развиваем мелкую моторику

Родители должны знать, что первокласснику довольно трудно овладеть письмом, если у него не развита мелкая моторика. При письме его руки быстро устают, а почерк становится только хуже. Поэтому очень важно тренировать пальцы рук и кисти.

Особые трудности испытывают учащиеся, которые пошли в школу с 6 лет. Вся работа должна проводиться систематически. Для развития моторики необходимо, чтобы руки были в движении, чем чаще, тем лучше. Такие занятия результативней начинать, когда ребенок ходит в садик.

Дома можно делать пальчиковую гимнастику — это и интересно, и полезно. Вот некоторые упражнения, которые не дадут заскучать:

  1. Игра «Копируем героев» — родитель предлагает ребенку какого-то персонажа, а тот с помощью пальцев пытается показать его.

  2. Массаж — проводит мама или бабушка, при массаже рук можно рассказывать историю или изучать стихи.

  3. Рисование — в помощь пойдут специальные пальчиковые краски. Так же подойдет обычный песок, если вы играете на улице, или манная крупа — если вы находитесь дома. Возьмите поднос и насыпьте на него немного манки, чтобы она полностью закрывала дно. Теперь пальчиками можно выводить разные фигуры по рассыпанной манке.

  4. Разрывание на куски. Все дети любят ломать и крушить, а если разрывать бумагу, то это еще принесет и пользу. К тому же можно делать рваные аппликации.

  5. Бисер рассыпался. Собирать бисер или мелкие бусинки и раскладывать его по цветам, баночкам или коробочкам. Ребенок запоминает цвета, у него развиваются тактильные ощущения.

  6. Лепка из пластилина или теста для лепки — это занятие очень любят дети, а лепить что-то вместе с мамой еще приятней.

  7. Рисование и раскрашивание. Детям важно использовать цветные карандаши, а не фломастеры, так как на них нужно нажимать, правильно держать, прикладывать усилия, чтобы закрасить какую-то фигуру. В будущем пользоваться ручкой станет проще.

Шаг второй — выбор парты и стула для школьника

Для первоклассника важно правильно выбрать место для письма. Ребенок должен ровно сидеть и уметь верно расположить тетрадь.

При выборе парты и стула следует обратить внимание на такие моменты:

  1. Конструкция парты — она должна быть крепкой и не шататься.

  2. Размер — следует выбирать с учетом роста ребенка. Хорошо, если стул и стол будут «растущими», т. е. можно будет регулировать высоту с учетом изменений в росте ребенка.

  3. При выборе стула стоит присмотреться к спинке, которая должна быть твердой. Так же важна высота, ноги не должны быть на весу. Хорошо иметь небольшую подставку под ножки ребенка.

Читайте также:  Как подготовить ребенка к операции: что нужно знать родителям

Шаг третий — выбор инструмента для письма

Первый класс – первая ступень к взрослению, но дети есть дети, и им хочется иметь что-то красивое, яркое. Это же касается и ручек. Но не всегда красивое – это удобно.

При выборе неудобной ручки дети из-за усталости совершают много ошибок, к тому же желание снова сесть за письмо с каждым разом будет таять и может сойти на нет. Если же грамотно подойти к этому вопросу, то некрасивый почерк может стать каллиграфическим.

Форма ручки должна быть трехгранной, чтобы она удобно ложилась в руку. Толщина средняя. Сначала многие начинают писать карандашом, затем переходят на ручки.

Нужно знать о том, что в шариковых ручках шарик пир письме движется слишком быстро, дети просто не успевают вывести нужный элемент. Почерк из-за этого страдает. Кто-то выбирает писать пером, кто-то — гелевыми ручками.

Шаг четвертый — учимся правильному захвату

При первом знакомстве с ручкой детей следует обучить правильному захвату и выработать навык правильно держать данный инструмент.

При написании задействуются три пальца. Большой и указательный пальцы фиксируют ручку, а лежит предмет на указательном.

Шаг пятый — правильная разлиновка

В основу тетради входит основная линия, верхняя и нижняя дополнительные. При отсутствии верхней линии дети не дописывают буквы, или же выходят на другие линии.

Разлиновка должна быть серого цвета и четко видна. Первоначальные прописи для детей выпускаются именно с дополнительными линиями. Причем разлиновка может быть какой угодно, выбор может сделать мама или папа самостоятельно, присмотревшись к ребенку, удобно ли ему. Но в школе дети пишут в тех прописях, которые рекомендует учитель.

Известные методики обучения детей чтению

Чтобы научить ребенка читать быстро и правильно, нужно иметь четкое представление, каким именно способом родитель будет это делать. Рассмотрим несколько известных методик, которые помогут определиться с выбором способа обучения.

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.