Как воспитать ребенка оптимистом: советы психологов, важные правила

Я поделюсь с вами своими наблюдениями и расскажу о некоторых родительских стереотипах и заблуждениях, которые, на мой взгляд, затрудняют процесс воспитания.

советов по воспитанию детей

  • Поддержка родителей. Замечайте даже любую маленькую победу своего карапуза, начиная от первых шагов и не заканчивая никогда. Подбадривая любого человека (что говорить о детях) у него рождается желание делать все больше и лучше. Рекомендации по воспитанию детей объединялись педагогами и психологами, и не зря этот пункт стоит на первом месте.
  • Принимайте детей такими, какие они есть и любите просто так. Каждый человек индивидуален и не стоит “примерять свою рубашку” на малыша. Возможно Ваша дочь не захочет заниматься балетом (как мама мечтала), но полюбит футбол или шашки. А сынок будет спокойным и будет красиво рисовать, вместо занятий боксом, который так хотел освоить отец.
  • Позвольте малышу выбрать свою дорогу в жизни. Ваша задача, как родителей, выслушать, предостеречь и порадоваться или подбодрить (в случае неудачи). Не мешайте процессу развития личности, приобретения опыта, выявления талантов.
  • Малышу просто необходимы испытывать тактильные ощущения. Обнимайте кроху не менее 9 раз в день, ходите за руки, просто прикасайтесь друг к другу это только укрепит близкие отношения между Вами.
  • С малых лет приучайте кроху к разнице между добром и злом. Не стоит воспитывать детей в розовых очках. Беря во внимание советы по воспитанию детей, быть может, Вы исключите нежелательные ситуации. Конечно не стоит рассказывать в красках о преступлениях, однако суть должна быть донесена.
  • Стимулируйте проявление любознательности. Правильно когда ребенок интересуется разными вещами, книгами. Из него вырастет разносторонне развитая личность. Какие же советы родителям детей дошкольного возраста можно предложить, если сын или дочь мало интересуются чем-то масштабным, неизвестным? Начинайте с малого, начинайте образование с занимательных рассказов и обрывайте его на самом интересном. Любопытство возьмет верх над детьми и Вы получите желаемый результат.
  • Режим и дисциплина, как ни странно, очень помогают маленькому человеку чувствовать себя уверенно. Ведь он точно знает что за чем следует и готов к выполнению задачи. Малыш, который ложится спать в разное время и встает когда захочет, капризен и недружелюбен.
  • Не запрещайте слишком многое, а лучше поставьте рамки дозволенного и позвольте малышу выполнять желаемые действия опираясь на них. Если любит дочь рисовать на обоях, ну что ж, выделите ей часть стены для художества. И Вы спокойны и девочка занята полезным делом.
  • Не забывайте, что дети развиваются через игру. Позволяйте играть столько, сколько им необходимо. Любая мама, посмотрев на свое чадо, поймет когда можно прерывать игру чтобы заняться обучающим процессом.
  • Общаясь со сверстниками дошкольник сравнивает их с собой, но играя с детьми постарше мальчишки и девчонки учатся коммуникации.
  • Если Вы хотите что-то донести до ушей дошкольника, не нужно кричать (тем более с другой комнаты). Установите зрительный контакт с крохой, опуститесь на колено, чтобы вы были одного роста, тогда слова достигнут адресата. Очень важно слушать ребенка, когда он Вам что-нибудь говорит.
  • Приучайте с раннего возраста к самостоятельности. Маленькие дети очень любят помогать маме по дому, возложите несложные задачи на сына или дочь. Хвалите за проявление инициативы в любом деле.
  • Научитесь говорить “нет”, твердое “нет”, без всяких колебаний. Если раз выстоите под натиском капризов и слез, то в следующий раз будет проще. В конце концов дите поймет, что Вас не сломить.
  • Не скрывайте свои чувства. Пусть то будет любовь или гнев, страх или спокойствие Вы вправе испытывать и высказывать свои ощущения. Тем самым родители показывают, что чувства скрывать не нужно, ими можно делиться с близкими.
  • Почаще читайте. Лучше читайте каждый день, сделайте свой ритуал в одно и то же время, в том же месте. Чтение книг сближает, особенно когда после прочтения следует обсуждение.

Следуя этим рекомендациям родители могут стать ближе с детьми и избежать многих конфликтных ситуаций. Воспитание дошкольников отличается от подросткового, но важность участия обоих родителей в росте и развитии тех и других велико. Установив теплые, дружеские отношения в раннем возрасте, подросток может быть уверен в поддержке со стороны мамы и папы.

Самый главный фактор, который поможет Вам в воспитании счастливого ребенка, это родительская любовь. Любите сыночка и дочку просто так, за то что они есть на свете, уважайте его мнение, точку зрения, прислушивайтесь и советуйтесь. Будьте счастливы.

Поощряйте разумный риск

Это сложно, но необходимо. Выключите «внутреннюю наседку» и попытайтесь не ограждать ребенка абсолютно от всего. Мы все пытаемся защитить детей от неудач и боли, это вполне логично. Но иногда (и очень часто)  без падений и боли невозможно выйти на новый уровень. Без  растяжки до боли в мышцах не стать гимнасткой, без падений не научиться кататься на коньках. И это касается не только спорта,  в другой деятельности тоже необходима борьба и преодоление для достижения результата. Не  отговаривать ребенка от какой-либо деятельности просто потому, что он будет там не так успешен, как другие дети. Это  подорвет не только его оптимизм, но и доверие к вам.

Читайте также:  «Нужно больше читать». Эксперт - о том, как повысить грамотность

Начинайте отпускать «поводок», как бы грубо это не звучало. Позвольте ему выйти во двор одному или отправиться в школьную поездку без вас.  А потом разрешите подняться на стену на скалодроме, даже если вам очень страшно. Если вы хотите, чтобы ребенок пришел однажды домой и сказал: «Мама, я это сделал!», просто необходимо, чтобы он пробовал что-то новое. А для этого вам придется стать рискованной мамой (все в рамках разумного, конечно).

Распределите ответственность

Большинство родителей знакомы с утренней спешкой и суетой. Мамы рьяно собирают отпрысков и мужа: в школу, в сад, на работу. А еще нужно успеть собраться самой, выгулять собаку… Так что утро начинается с призывов: «Вставайте, опоздаете! Завтрак стынет! Почему еще никто не оделся? Вы все еще валяетесь?!» И так каждые 10 минут.

В такой ситуации вы принимаете на себя слишком много ответственности. Пытаетесь всех контролировать путем постоянного напоминания и критики. Со временем дети привыкают к этому и становятся глухи к вашим призывам. Вы просто учите их игнорировать свои просьбы, ведь они знают, что вы не перестанете напоминать им о чем-либо.

Попробуйте сказать ребенку: «Мы уходим через 45 минут. Если ты не успеешь собраться вовремя – тебе предстоит объяснять причину опоздания своему учителю». Так вы переносите ответственность за сборы на ребенка и заставляете его понимать последствия своего поведения.

Заключение

Воспитание ребенка может показаться настоящим вызовом.

Но помните, что счастье от того, что ваш ребенок научился ползать, сделал первые шаги, первый раз сказал новое слово, стал сам есть ложкой, научился кататься на велосипеде или стал осваивать навык игры на гитаре, в сотни раз перекрывает ваш шок от его проделок.

Не мешайте своим детям творчески развиваться ☺ а лучше помогайте!

И помните, никакой чужой опыт или умные книги не заменят вашу интуицию, ведь именно вы любите своего ребенка, желаете ему счастья больше, чем кто бы то ни было и знаете, как лучше поступить в данный момент. Поэтому слушайте советы, но выбор каждый раз делайте своим разумом и сердцем.

Счастливого родительства!

Напоследок: видео родителям о воспитании детей в семье. Знания, которыми делится рассказчик — бомба. Видео длинное, но, если вы осилите его…

Как воспитать ребёнка оптимистом?

Воспитание в ребенке оптимизма – важная часть развивающего процесса. Детский оптимизм поможет справиться со множеством проблем. Нужно только знать, как преимущества оптимиста направить на формирование личности.

  • Не стоит жаловаться на жизнь. Будучи в раннем возрасте, ребёнок копирует поведение родителей. Поэтому вам стоит последить за речью и поступками. Возьмём пример: пошёл дождь. Отреагировать на это можно по-разному. Или сказать «Ну вот, сейчас промокнем и заболеем». Или «Вот здорово! Можно надеть резиновые сапоги и побегать по лужам». Негативные мысли – это источник пессимизма. Чем больше вы будете при ребёнке сокрушаться и жаловаться, тем большая вероятность, что он будет делать то же самое.
  • Научите малыша видеть во всём хорошее. Даже в мелких деталях можно заметить прекрасное. Возьмём за пример тот же дождь. Вы с семьёй собирались погулять, но сильный ливень помешал вашим планам. Это не беда! Объясните ребёнку, что во всём можно найти позитив. Не получилось погулять, значит, останемся дома и устроим семейные чтения. Или все вместе приготовим вкусный ужин. Сосредотачивайтесь на положительных моментах, и тогда ваш малыш поступит так же.
  • Организуйте больше поводов для похвалы. Вы можете составить список задач, которые ребёнок должен делать. Включите в него не только выполнение уроков, но и дела по домашнему хозяйству. Это может быть уборка комнаты, подметание пола. И каждый раз, когда малыш выполнил какой-нибудь пункт из списка, похвалите его. Пусть он почувствует, что на что-то способен. Дети, которые осознают свою ценность, чаще вырастают оптимистами.
Как воспитать ребёнка оптимистом?
  • Поддерживайте ребёнка. Даже самый сильный взрослый часто нуждается в моральной поддержке. А что уж говорить о детях? Если ваш малыш не понимает математику, не стоит устраивать скандал и говорить о том, какой он глупый. Куда лучше спокойно объяснить ему материал и пообещать, что у него всё обязательно получится. Если вы начнёте верить в ребёнка, он тоже начнёт верить в себя. Также измените отношение к трудностям. Он должен знать, что они его не сломают. Поэтому говорите ему: «Да, это может быть трудно, но ты справишься».
  • Поощряйте разумный риск. Любой родитель заботится о ребёнке, волнуется за его психическое и физическое здоровье. Но нужно суметь «ослабить поводья». Не нужно ограждать ребёнка ото всех действий и знакомств. Необходимо поддержать его инициативу сделать что-то новое или познакомиться с кем-нибудь. Помните, что без трудностей и потерь ребёнок не сможет выйти на новый уровень жизни. Вы не сможете всё время ограждать его от бед, позвольте ему самому набить шишек и получить новый опыт. И тогда придёт время, когда он прибежит к вам и скажет: «Мама, у меня получилось!»
  • Прежде чем вмешаться, подождите. Представьте ситуацию: вашего ребёнка обижают в школе. Конечно, первой мыслью у вас будет защитить его, найти обидчиков, поговорить с его родителями. Но в следующий раз, когда возникнет подобная ситуация, не факт, что вы будете рядом. Поэтому научите ребёнка постоять за себя. Пусть он станет сам себе адвокатом. Объясните ему, как реагировать на оскорбления, порепетируйте возможные ситуации. И если вдруг конфликт повторится, ваш малыш будет знать, как действовать. Он будет горд собой за то, что сумел постоять за себя. Он почувствует внутреннюю силу, поверит в себя, а это способствует формированию позитивных взглядов на жизнь.
  • Как воспитать ребёнка оптимистом?
  • Не давайте сыну или дочери ложных надежд. Не нужно говорить «Ты точно станешь чемпионом», если вы в этом не уверены. Ребёнок поверит вам, а если вдруг этого не случится, он будет очень разочарован и обманут. А это, в свою очередь, сильно ударит по самооценке малыша. Оптимизм должен формироваться в условиях реалистичного мышления.
  • "Хочу быть металлургом"

    А что будет дальше?

    Петр Ивасенко: А дальше мы получаем или уже получили поколение детей хрупких, абсолютно не приспособленных к социуму. Раньше, в советские времена, за всем следила школа. Порой в стенах учебного заведения проходила вся жизнь ребенка, домой он прибегал только переночевать. Школа — это ведь были не только уроки, но и пионерия, и комсомольские собрания, и спортивные секции, и походы в театр, и различные кружки. Это было правильно и хорошо, но те времена прошли. Сегодня ребенку требуется больше свободы, больше коммуникаций.

    Поймите: я ни в коем случае не обвиняю родителей, не перекладываю всю вину на их плечи. Сегодняшним папам и мамам очень нелегко — содержать семью, заботиться о ней требует огромных сил и времени. Но именно поэтому школа и родители должны понять и услышать друг друга. Не конфликтовать, не противопоставлять себя, а найти компромисс, как действовать во благо ребенка. А для этого нужно в первую очередь понять, чего он хочет сам. У меня был случай со старшеклассником. Ему очень трудно давался.

    10-й класс, я предложил: может, попробуешь поступить в аэрокосмический техникум? Выберешь востребованную специальность, будет у тебя гарантированный кусок хлеба в жизни. И вот я все доставал и доставал его со своей задумкой, пока парень, наконец, не признался, что все уже для себя решил. Сказал, хочет стать металлургом и уехать в заполярный Норильск, работать на производстве, потому что очарован романтикой арктических широт. И это его выбор. Не папы и мамы, не педагога — его собственный.

    За 30 с лишним лет вы накопили огромный опыт. Преподавали и в сельской школе, и в городской — обычной и вечерней, учительствовали в двух детских домах… Когда было интересней работать — тогда или сейчас?

    Петр Ивасенко: Безусловно, сейчас. Во-первых, у педагога стало несоизмеримо больше возможностей для работы. Во-вторых, мне очень нравятся нынешние дети. Они настолько яркие, открытые — и в то же время, как я уже говорил, очень хрупкие. Вот почему я изо всех сил борюсь с гиперопекой. Вот для чего педагогам нужно находить общий язык с родителями. Гиперопека может сломать ребенка, а наша задача — закалить его, как сталь. Научить это поколение невероятно хрупких детей уметь выжить и нормально существовать в нынешнем чрезвычайно сложном и ежедневно меняющемся мире.

    Ключевой вопрос

    Чем, на ваш взгляд, опасна излишняя семейная опека?

    Петр Ивасенко:

    Недавно у меня была беседа с родителями четвероклассников. Убеждал их, что в десятилетнем возрасте ребенок уже должен посещать как минимум три внеклассных кружка. Причем желательно, чтобы занятия, на которые он ходит, проводились не в стенах школы, а на более удаленном расстоянии: в двух, трех или, может быть, даже в четырех остановках от дома. Да, тогда ему придется идти пешком или ехать на общественном транспорте. Да, в этом есть некоторый момент риска. Но такие удаленные занятия могли бы оказать важнейшую помощь в социализации школьника. Во-первых, ребенок становится более ответственным, понимая, что родители доверили ему делать самостоятельные шаги. Во-вторых, это учит его выстраивать взаимоотношения. Добираясь до кружков на том же автобусе, ребенок набирается опыта — он попадает в разные ситуации, общается с разными людьми. Сидя же на одном месте, ежедневно видя одни и те же лица, он не развивается, не учится жизни и в итоге не понимает и не знает, как реагировать в той или иной ситуации. Постоянно находясь в окружении одноклассников, не взаимодействуя с другими сверстниками, дети быстро надоедают друг другу — отсюда и агрессия внутри класса, когда школьники начинают самоутверждаться, доказывать свои лидерские качества. Папам и мамам в какой-то момент нужно отпустить ребенка, нельзя всю жизнь держать его под колпаком! Но многие родители именно это и делают — постоянно опекают, не дают ни минутки свободы и самоопределения… Везде и всюду несовершеннолетний — под жесточайшим контролем со стороны взрослых. Так им спокойней, о том же, что будет дальше, они, к сожалению, не задумываются.

    Заблуждение четвертое: «Ребенок должен меня уважать, потому, что я …»

    Я скажу коротко – ребенок никому, ничего не должен. Мой совет родителям, если изменить слово «должен» на «может», тогда у родителя появится возможность пересмотреть свое поведение и свои способы взаимодействия с ребенком, и родители получают шанс построить нормальные взаимоотношения, а не намерение ломать маленькую и неокрепшую личность «под себя».

    Давайте рассмотрим простой пример: Убеждение – ребенок должен уважать меня! Ведет к действиям заставляющим добиться результата, со всеми вытекающими последствиями. Распоряжение. Отказ. Наказание. Давление. Дожимание. Слом.  – Это, тот результат, которого вы хотели?

    Теперь, попробуйте на вкус утверждение – мой  ребенок может уважать меня. Это убеждение полностью меняет стратегию действий,  здесь «шарик на моей стороне» и я должен сделать так, чтобы ребенок захотел и смогменя уважать, а это совсем другое поведение и совершенно другая стратегия, согласитесь? Да иногда на этом пути приходится встречаться со своими собственными стереотипами и ограничениями, но это тоже когда-то нужно, а иногда даже очень полезно.

    Детские комплексы: какие они бывают

    Комплексы – мешающие человеку достичь успеха в разных сферах жизни, например, строить здоровые отношения с разными людьми или карьеру. Человек считает, себя не достойным жить счастливо, ведь он некрасивый, он просто не сумеет, он неудачник. Почему? Откуда эти комплексы?

    Психологи и педагоги утверждают: многое закладывается именно в детском возрасте. Мамы и папы дают детям установки, которые влияют на него всю жизнь. Как же не развить в малыше комплексы и помочь ему избавиться от уже имеющихся?

    Разве взрослый не хочет своему ребенку лучшего? Но иногда мама и папа возлагают на чадо слишком большие надежды, тем самым развивая в нем массу комплексов. Например, папа хочет видеть сына юристом, потому что у самого в молодости не получилось.

    Теперь сын живет не своей жизнью, а воплощает отцовские мечты, при этом он совершенно несчастлив. Другая мама так переживает за сыночка и настолько окружила вниманием, что тот привык держаться за ее юбку и не умеет принимать решения самостоятельно.

    Памятка, как не заложить в ребенка комплексы

    Детские комплексы: какие они бывают
    • Дети постоянно берут пример с родных. Общаясь с детьми, стоит следить за собственным поведением, умеете ли вы находить выход в различных ситуациях. Например, мама и папа не могут ответить на хамство незнакомого человека, постоять за себя. Чадо будет считать такое поведение нормой.
    • Еще один пример неправильного выбора методики воспитания – сравнивать собственного ребенка с другими. «Посмотри на сына тети Гали, хорошо учится и маме помогает, а ты!». Родители, ругая малыша за проступок, ставят ему в пример другого.
    • Эффективный путь вселить в чадо неуверенность – перестать поддерживать его в мечтах и стремлениях. Малыш может воображать себя супергероем либо поваром, готовящим вкусную, невидимую еду, но вместо поддержки он получает в ответ — «тише», «мне не до тебя», «прекрати эти игры», «не позорься».
    • Чрезмерная похвала тоже навредит. Малыш станет зависимым от этой похвалы, а в будущем будет остро реагировать на любую критику. Лучше всего сказать: «Ты мне помог помыть посуду, теперь мы с тобой успеем почитать книжку до сна», вместо: «Ты молодец, умница, помыл посуду».

    Какие комплексы могут проявиться у ребенка при неправильном воспитании

    1. Постоянное чувство тревоги
    2. Неуверенность
    3. Нерешительность
    4. Застенчивость, боязнь публики/незнакомцев
    5. Комплексы из-за внешности у подростков

    Одна из частых причин комплексов – недовольство собственной внешностью. Большинство из недостатков надуманы, вроде слишком длинного носа и больших ног. Часто недостатки внешности можно легко исправить. Например, у мальчика проблемы с лишним весом. Просто стоит привить ему любовь к правильному питанию и физическим нагрузкам.

    С появлением прыщей постараться, чтобы ребенок не считал их концом света. Мама и папа должны объяснить чаду: с возрастом внешность человека меняется, и многие проблемы исчезают либо теряют важность. При больших высыпаниях стоит просто подобрать средство от юношеских акне и воспалений.

    Превратите неловкие ситуации, в которые попал отпрыск в шутку. Важно шутить не над недостатками, а именно над ситуациями! В современном мире никто не застрахован от появления комплексов. Задача родителей – помочь дочери и сыну преодолеть их.