Карманные деньги — это первый финансовый инструмент

Воспитывая у ребенка правильное отношение к деньгам, родители одинаково не хотят увидеть сына или дочку как жадиной-скупердяем, так и легкомысленным транжирой. Как избежать этих крайностей и научить детей распоряжаться карманными деньгами?

Инструкция для ребенка, как правильно распоряжаться деньгами

Итак, я решила научить своего ребёнка правильному обращению с деньгами. Что этот значит? Расскажу на примере простой инструкции:

  • Прежде всего, я хотела, чтобы ребёнок сам мог ценить деньги и знал, каким трудом они достаются. Для этого я предложила вариант заработка за одну неделю. Давала ему разные несложные задания по дому, даче, а затем оплачивала труд. Метод работал просто идеально.
  • Что касается именно карманных расходов: в первую неделю лучше давать сыну или дочке не более 200 р. в неделю. Старайтесь объяснить, что этой сумме в его возрасте вполне хватит. И сначала аккуратно отслеживайте, на что он ее тратит.
  • Если всё хорошо, и вы точно знаете, что деньги уходят не на сигареты, увеличьте сумму на своё усмотрение. Рекомендую оставлять ребенку 250-300 р.
  • Если ваш сын или дочь просят больше, поинтересуйтесь, зачем ему деньги и для какой цели. Это может быть подарок учителю, подруге или другу, на новую книгу для школы. Главное, чтобы цель была действительно оправдана.
  • Научите своё чадо всегда рассказывать вам о своих тратах. Этот разумный подход позволит правильно распоряжаться денежными средствами в будущем.

Карманные деньги, как научить ребенка правильно распоряжаться финансами

Карманные деньги! Ответ на вопрос, давать или не давать ребенку карманные деньги, является актуальным в наши дни. Конечно, надо обучать детей распоряжаться финансами. Другое дело, в каком возрасте можно доверять и какие суммы. Это зависит от многих факторов, прежде всего от характера ребенка и возможности семьи.

Дать небольшую сумму смышленому подростку, который потратит, по мнению папы, на нечто важное и необходимое, это нормально.

Но доверить крупную для ограниченного бюджета сумму человечку, который не способен еще принимать адекватных решений, когда необдуманные потери могут поставить семью в затруднительно положение, это неразумно.

И винить надо не свое чадо, совершившего растрату, а родителя, который допустил эту ситуацию. Ведь одна и та же сумма может быть равна обычным походом в кафе с подружками, или быть бюджетом на день на всю семью.

Правила и принципы

Поэтому однозначных рекомендаций быть не может. Но есть некоторые общие для всех принципы:

  1. Деньги даются на определенные расходы (не на питание, одежду, а на личные детские потребности);
  2. Сохраняется право родителей контролировать, на что они тратятся;
  3. Важно, если выдается фиксированная сумма на определенный срок (неделя, месяц);
  4. Сумма зависит от доходов семьи и может меняться в меньшую сторону, если в семье возникают финансовые сложности, чтобы ребенок учился их разделять вместе;
  5. Выданные наличные нельзя забирать обратно без веских оснований;
  6. Нельзя платить за полезную работу и помощь по дому;
  7. Можно брать взаймы у чада с обязательным возвращением; причем проценты платить не стоит. Но можно поощрить помощь по дому, подарком или денежной премией, но акцентировать, что это благодарность, а не прибыль от ссудной деятельности.
Читайте также:  Как докармливать смесью: накормить ребенка и сохранить лактацию.

Зачем это нужно?

Основная идея в том, чтобы дети приучались распоряжаться собственными деньгами, учились копить и планировать расходы в течение времени, понимали, как легко деньги уходят и как медленно поступают вновь.

Но не надо полностью заменять семейные отношения рыночными, не надо наказывать ребенка штрафами или прекращением выплат (за исключением особых случаев). Вообще денежный вопрос должен стоять чуть в стороне от воспитания. Хотя он и имеет к нему непосредственное отношение.

Карманные деньги, как научить ребенка правильно распоряжаться финансами

Когда начинать давать наличность на карманные расходы?

  1. Несколько монеток можно давать еще маленькому малышу (5 лет), помочь купить что-то в магазине. Объяснить, что такое деньги и зачем они нам нужны, как они зарабатываются. Почему нельзя тратить сразу все. За что еще надо платить (еда, одежда, телефон, медицинские услуги, поездки и развлечения, мультики). Пояснять, что мама и папа знают, куда и сколько надо заплатить, чтобы всем хватило.
  2. Первокласснику уже придется выдавать наличность на еду в школе. Хотя она обычно организована учителями, все же иметь некоторую сумму денег на вкусности надо. Если ребенку приходится ездить в школу, то деньги на транспорт тоже будут нужны.
  3. Малышам (лет до 10, а кому-то и больше) надо объяснять, что эта сумма на автобус, другая на еду, а остальное на прочее. Или даже размещать эти деньги отдельно, чтобы не получилось так, что ребенок потратил почти все на забавы, а потом ему не хватило на обратную дорогу до дома.

Именно карманные деньги можно начинать давать тогда, когда ребенок умеет хорошо считать, ориентируется в ценах, социально адаптирован. Как правило, это возраст 10 лет (+/- 1 год).

Финансовый период

  1. На первых порах лучше выдавать не большую наличность на неделю. Так ребенку легче ориентироваться по времени.
  2. Выдавать в определенный день, который можно в шутку называть днем зарплаты, это может быть понедельник, пятница или воскресенье.
  3. Первую выдачу привязать к какому-то событию, как бы обыгрывая обряд инициации, когда ребенок переходит в мир взрослых. 1 сентября, 1 января, день рождения, или наоборот начало очередных летних каникул – вот хорошие даты для старта.

Наличие у ребенка карманных денег не означает, что теперь он все должен покупать сам. Какие-то дорогие, но достойные вещи надо помочь приобрести. Дайте чаду немного времени накопить, проявить выдержку и хозяйственность, а потом добавьте. Речь идет только о вещах для развлечений и хобби, основное содержание нельзя перекладывать на ребенка.

Инфляция и не только

В более старшем возрасте, конечно, количество денег растет. Изменяется и область расходов. Старшеклассники вполне сами уже могут покупать себе канцелярские принадлежности, подарки друзьям и родственникам на праздники. Но родители должны контролировать, на что тратятся средства, не теряет ли их ребенок, не отнимают ли их у него.

При крупных покупках желательно присутствовать, даже если ребенок платит сам. В этом нет ничего унизительного, ведь даже взрослые берут с собой кого-то при дорогостоящих приобретениях.

Эти «игры» с финансами подготовят юного гражданина к взрослой жизни, бережному и хозяйственному отношению к деньгам.

Нужен ли внешний стимул?

Споры о том, нужно ли поощрять ребенка деньгами за выполненную работу или поручения, ведутся не одно десятилетие, и единого мнения психологи и педагоги так и не выработали. Одни утверждают, что это способствует потере мотивации в бескорыстных поступках, в том числе и учебе. Так подросток будет постоянно ожидать внешнего стимула, а стимул как раз должен быть внутренним и осознанным. Другие же специалисты сходятся во мнении, что плата за домашнюю работу, напротив, стимулирует развитие предприимчивости и самостоятельности.

Если искать золотую середину, то стоит признать необходимость заработка денег детьми, однако уже в более зрелом возрасте – 13-15 лет. И лучше всего, если работодателями выступят не сами родители, а сторонние люди. Это позволит избежать различных манипуляций вами со стороны подростка.

Опыт Германии

Нужны ли подросткам финансы, немцы не задают. Их опыт, как выдавать ребятам карманные деньги, интересен стремлением к экономии, которая не ухудшает качество жизни, а, наоборот, повышает уровень. Здесь принцип: Нужно не экономить, а зарабатывать не работает. Зарабатывать и бережливо тратить! Вот девиз немцев, причем не только в Германии. У немцев, живущих на постсоветском пространстве, такие же навыки. Звучит не по-русски. Но достойно стать выделяют средства сыновьям и дочерям уже с 5 лет. Больших сумм в карманах у школьников здесь не увидеть. Как выдавать и сколько подсчитано, даже рекомендовано организациями: отделом по делам несовершеннолетних, финансовыми службами. Например, малышам пятилетнего возраста рекомендуют выдавать 50 евро центов еженедельно. Чем старше – тем больше сумма. Начиная с 10 лет средства выдают уже раз в месяц. Растрачиваются финансы на собственные хотелки.

Немцы поощряют своих отпрысков самостоятельно зарабатывать денежные средства. Например, продавая ненужные вещи на блошиных рынках. Малыши постарше уже подыскивают варианты подработки.

Как ребенка научить правильно распоряжаться карманными деньгами?

  • Чтобы научить чадо правильно распоряжаться финансами, нужно на своем примере показывать некоторые способы экономии средств. Например, познакомить его с распределением общего семейного бюджета. Тем самым вы учите расставлять приоритеты по важности покупок. Первостепенным будет оплата всех обязательных платежей (квартплата, обучение, услуги связи и др.), затем покупка продуктов, далее необходимые приобретения, и только остаток можно потратить на собственные желания.
  • Постарайтесь с детства научить соотносить потребности с возможностями. Тогда ваши дети будут знать, как нелегко зарабатывать, и тратить их нужно обдуманно.
  • Главное, школьник должен понять, что учеба это его обязанность. Не поощряйте и не наказывайте при помощи карманных денег. Количество выдаваемых денег не должно зависеть от: отметок, полученных в школе, выполненных домашних обязанностей, хорошего поведения. Не превращайте деньги в способ манипуляции.
  • Попробуйте научить юного экономиста планировать свои расходы, распределять свои средства таким образом, чтобы не пришлось просить еще. Посоветуйте вести блокнот, в котором будут записаны все расходы. Так он может посмотреть, на что он их потратил. С помощью такого подхода можно научить первым азам планирования. Опираясь на записи, он сможет грамотно распланировать свой бюджет на определенный срок.
  • Расскажите ребенку о том, что можно копить. Отложенные не потраченные средства, со временем накопятся. Их можно потратить на желаемые покупки.
  • Ненавязчиво контролируйте его расходы. Во время доверительной беседы поинтересуйтесь, как были потрачены средства.
  • Внимание и забота, которые вы уделяете своему чаду, не должны быть заменены денежками и подарками. Иначе сформируется отношение к вам с материальной точки зрения.
Как ребенка научить правильно распоряжаться карманными деньгами?

Я решилась выдавать своему ребенку карманные деньги и не жалею об этом. Мне удалось научить его обращению с ними и азам экономии. Доверяю своей дочери, поэтому лишь иногда интересуюсь о ее покупках и напоминаю, что деньги нужно тратить с умом.

С какого возраста детям можно давать деньги?

Если ребенок может дать ответ на ваш вопрос, зачем ему карманные средства, если он уже имеет опыт самостоятельных покупок в магазине и не страшится этого, то деньги ему давать можно. Обычно это период обучения в начальной школе. Вообще-то Гражданский кодекс позволяет детям совершать покупки на небольшие суммы уже с 6 лет. Возможно, и дошкольникам можно выдавать небольшие суммы, но это уже на усмотрение семьи.

Нелишним будет понять, осознаёт ли ребенок ценность банкнот и монет. И насколько он понимает основные правила сохранности и траты денег и готов их выполнять. В этом отношении, да и не только в этом, чрезвычайно полезно как можно раньше вовлечь детей в финансовую жизнь семьи, привлечь их к обсуждению семейных планов и расходов, объяснять причины того или иного финансового решения, советоваться с ними.

Обсудите с ребенком, на что он может тратить карманные деньги и сколько вы будете давать ему на личные расходы. Вопрос самый острый — как для отцов, так и для детей.

Финансовые инструменты и безопасность

Уже с 6-7 лет ребенок может пользоваться банковской картой, привязанной к счету родителей. А с 14 лет – иметь свою. Опыт использования банковской карты необходим, чтобы научиться обращаться с деньгами: ведь большая часть расчетов сегодня происходит безналичным образом. Для своего спокойствия вы можете установить для карты ребенка дневной лимит оплаты покупок и снятия наличных в банкоматах.

До того, как в руки ребенка попадет банковская карта и гаджеты, важно предупредить его о связанных с ними опасностях. Ребенок должен понимать, что с карты, как и из кошелька, можно украсть деньги, поэтому нельзя оставлять карту без присмотра или отдавать другим, сообщать кому-то платежную информацию или коды из банковских приложений.

Предупредите ребенка о компьютерных вирусах, краже платежных данных – в том числе через соцсети, вымогательствах под видом штрафов или просьб о помощи, навязывании платных услуг (смс за просмотр контента, покупки в играх) и методах социальной инженерии. Дети еще в школе привыкают отвечать на вопросы взрослых, поэтому излишне откровенны, когда в сети или по телефону у них начинают узнавать адрес, данные о родителях и платежную информацию. Объясните, к чему это может привести, и не ругайте, если инцидент уже произошел. Так вы сможете не создавать ненужный стресс из-за денег и сохранить доверительные отношения в финансовых вопросах.

Как научить детей тратить и копить

Когда у ребенка появляются свои первые карманные деньги, объясните, что эту сумму он будет получать регулярно и сможет тратить ее по своему усмотрению. Если потратить все сразу, то можно купить одну игрушку или сладость. А если откладывать половину суммы несколько недель подряд (для малышей срок планирования бюджета – неделя, для ребят постарше – месяц), то можно выбрать игрушку интереснее. Постепенно вы поможете ребенку определиться с целью для накопления средств, научите очень важной философии сбережения. Тотального контроля за расходованием личных средств не должно быть, и, возможно, сначала деньги будут исчезать у ребенка в первый же день. Но через финансовые ошибки лучше пройти в детстве, чтобы не наступать на эти грабли в зрелом возрасте.

В Германии ребенок может пригласить к себе на день рождение гостей и попросить всех дарить деньги. Это стандартный подход и он воспринимается в обществе положительно. Ребенок получает конвертики и, собрав все подарки, может рассчитывать на крупную сумму, которую тратит на что-то существенное, о чем мечтает весь год.

В России же мамы обычно не вовлекают детей в процесс планирования – считается, что хороший подарок должен быть сюрпризом. На мой взгляд, использовать праздники, как повод получить «зарплату» и самостоятельно ее потратить – это полезный навык.

Чтобы ребенок вырос внимательным и дальновидным инвестором, мы рассказали своей внучке о том, что существуют коллекционеры, которые за большие суммы покупают полностью укомплектованные наборы «Лего» старых выпусков. Теперь она не только бережно относится к своим игрушкам, но и рассчитывает на выгодную сделку через 10-15 лет. Вы можете использовать для такой мотивации любую другую информацию об инвестициях, например, рассказать об акциях «Дисней» или «Детский мир», помочь их купить и вместе следить за стоимостью. Уверена, что эта информация поможет в воспитании финансово успешного человека.