Развитие ребенка в 3 года: что должен уметь, рост, вес и навыки

Когда речь идет о развитии ребенка, большинство родителей становится, мягко говоря, зацикленными. Переживают по поводу того, когда малыш должен начать ходить, говорить, в каком возрасте дети должны знать цвета и формы. Такая характеристика, как цвет, не достаточно обособлена, поэтому ребенку требуется время на ее освоение. Благодаря следующим рекомендациям и представленным играм у любого родителя получится быстро научить чадо различать и называть оттенки.

«Безопасность ребенка до лет в быту»

раскрыть » / « свернуть

«Безопасность ребенка до 3 лет в быту»

Безопасность ребенка до 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и остальных взрослых, находящихся рядом с ним. Особенно важно родителям быть внимательными, когда ребенок начинает сам передвигаться.

Хорошо, когда ребенок понимает слова «можно» и «нельзя», однако это действует только, когда взрослые рядом и контролируют его действия. Кроме того, запретные предметы вызывают повышенный интерес, поэтому лучше если они вообще будут вне досягаемости ребенка, или в безопасном состоянии, например, утюг убрать подальше, а розетки закрыть специальными заглушками. Следует учесть также ребенку не нужен постоянный контроль, у него должно быть личное пространство и свобода. То есть задача взрослых — сделать пространство малыша по максимуму безопасным!

1. Все электроприборы должны быть вне доступа ребенка или, по крайней мере, лежать так, чтобы взрослые успели отреагировать на детские попытки их взять.

2. Горячий суп в тарелках и кастрюли с горячими блюдами, чай, кофе и тому подобное должны быть расположены на дальних конфорках плиты либо далеко от края стола. Кстати, лучше, если на столе не будет скатерти, которую может стянуть на пол ребенок вместе со всем содержимым.

3 . Для острых углом мебели есть специальные накладки.

4. Часто родители не задумываются, что для ребенка опасны обычные пакеты, ведь часто, играя, ребенок натягивает их на голову, а сможет ли он их снять?

5. Шнурки, веревочки, цепочки, поводки для собак и т. п. — все это ребенок надевает на себя, в первую очередь, на шею.

6. Уксус, спиртное, бытовая химия, лекарства и др., особенно если все это хранится в ярких привлекательных баночках или, тем более, перелито в бутылки от пищевых продуктов, вызывает у ребенка желание попробовать.

7. Колющие и режущие предметы. Ножи, ножницы, спицы убираем подальше. Когда поймете, что ребенок к этому готов, научите его этими предметами пользоваться (чтобы снизить к ним интерес, использовать по назначению).

предметы (пуговицы, колпачки, булавки, монеты, батарейки, элементы конструктора на магнитах и т.д.). Дети все это берут в рот, пытаются вставить в нос и уши.

9. Окна. вызывают у малыша особый интерес, ведь за ними — МИР!!! Страшно подумать, к чему приводят попытки ребенка залезть на подоконник. Доступ к подоконникам должен быть абсолютно ограничен или хотя бы затруднен, лучше, если на окнах установлены запорные устройства

11. Дети любят играть с дверью: открывать и закрывать, забывая о том, что они держат ее пальцами, поэтому лучше установить специальные фиксаторы на двери.

Таким образом, заботясь о безопасности своего ребенка, с одной стороны, необходимо удовлетворять его интерес к окружающему миру: объяснять, для чего нужны те или иные предметы и устройства, показывать, как они работают, учить ими пользоваться, а с другой — делать максимально безопасным его окружающую среду. Причем эти процессы должны идти параллельно!

раскрыть » / « свернуть

Готовность к школе детей лет.

Дети 6 лет способны уже сосредоточиться не только на играх и занятиях, привлекательных для них, но и на предметах, которые потребуют повышенного внимания и волевых усилий. Ребенок в 6-летнем возрасте легко отвлекается от основного занятия, не всегда усердно выполняет порученное дело. Со временем к игровым интересам добавляются познавательные функции. Он осваивает необходимые навыки и совершенствует их в повседневной жизни, начинает следить за своим внешним видом, становится более аккуратным, старается помочь по хозяйству.

Полную готовность к школе детей 6 лет можно определить по физическому развитию, интеллектуальной подготовке, а также способности, не отвлекаясь, сосредоточиться на выполнении поставленной задачи в течение 30 — 40 минут. Ребенок 6 лет еще не всегда бывает достаточно внимательным. Однако он очень стремится к новой социальной роли, придающей взрослость, подражает значимым для него взрослым и друзьям старшего возраста.

Готовность детей к школе можно определить простыми тестами по математике, логике, развитию речи. Также следует определить основные навыки обихода, познания окружающей среды.

В области математики ребенок 6-летнего возраста может правильно выполнять простейшие действия:

Ребенок 6 лет может также решать логические задачи. Они помогают развивать память, внимание и мышление.

  1. Составить небольшой рассказ по детским картинкам, придумать историю, сюжет по рисункам и логический конец;
  2. Выявить общие закономерности для перечня схожих предметов и убрать лишние составляющие;
  3. Составить главный признак для определенных предметов, разделить фигурки в соответствии с формой, применением, назначением.

Важным критерием является отношение к окружающей внешней среде, знание названий явлений природы и окружающих строений, предметов, а также животных и людей.

  1. Какие имена сказочных героев, названия понравившихся сказок, книжек, игр, мультфильмов;
  2. Как зовут маму, папу, дедушку, бабушку, сколько им лет и где живут, в каком городе;
  3. Как называются окружающие вещи в интерьере, мебель, приборы, одежда, цветы, растения;
  4. Какие домашние питомцы проживают вместе с семьей ребенка, как зовут любимцев, сколько их;
  5. Какими бытовыми приборами умеет пользоваться ребенок самостоятельно.

Важным пунктом готовности к школе детей 6 лет является владение навыками обихода, которые нужно выявить перед тем, как дети пойдут в школу. Они включают в себя следующие вопросы:

  • Умеет ли ребенок поднимать трубку и отвечать на звонки, самостоятельно звонить по телефону;
  • Сможет ли сам завязать шнурки, застегивать на одежде пуговицы, привести себя в аккуратный внешний вид;
  • Умеет ли следить за состоянием ногтей, ежедневной прической, одеждой, может ли быть опрятным, не вымазываться в грязь и пачкать других детей; ( Развитие самостоятельности у детей)
  • Может ли адекватно вести себя во время обеда за столом, пользоваться ложкой и вилкой, чистить зубы, мыть руки до и после приема пищи;
  • Знает ли сегодняшнее число, месяц, год, очередность дней недели;
  • Какие бывают цвета у светофора и что они обозначают;
  • Сможет ли продеть нитку в иголку и пришить себе пуговицу и другие.

При проверке готовности к школе детей 6 лет, особое внимание следует обратить на развитие речи, она должна быть четкая, выразительная, с чистым произношением звуков, правильным построением фраз. Ребенок может рассказать выученные наизусть стихи, пересказывать сказки, литературные произведения. Он использует разные интонации для выражения своих эмоций, отличает вопросительные и повествовательные предложения.

На основании пройденных тестов можно определить, готов ли ребенок к школе или лучше еще немного подождать с этим важным решением. Если все в порядке, приступаем к следующему этапу для развития личности, выбору подходящего школьного учреждения.  Родителям важно выяснить специфику и направление обучения в школе, уровень требований, и затем подавать документы.

Как отмечают педиатры, формирование личности малыша идет по сугубо индивидуальному плану развития. В трёхлетнем возрасте дети развиваются скачкообразно, стремительно, а умения малышей совершенствуется не по дням, а по часам. Родителям остаётся следить и отмечать за достижениями своего ребенка.

Выделяются нормы определенных сторон развития детей, хотя очень сложно встретить малышей со сходными навыками. Приведем примерную таблицу с навыками детей в 3 годика.

Критерии Обязательные навыки
Речевые способности
  • ребенок произносит свою фамилию и имя, имена родителей и близких;
  • использует в речи предлоги, может составить распространенные предложения;
  • запоминает короткие стихи, может пересказать детали недлинной прозы;
  • может составить небольшой (3-4 предложения) рассказ по картине;
  • способен вести диалог, отвечать связно на вопросы
Психическое развитие
  • малыш может сравнить картинки, выделить отличия, а также сгруппировать по определенному признаку;
  • способен собрать пазл или разрезную картинку из 5-6 элементов;
  • составляет логическую цепочку, например, если шёл дождь, то есть лужи;
  • понимает, что значит: один-много;
  • может, загибая пальчики, посчитать до пяти;
  • различает и называет около 10 цветов и оттенков, знает названия фруктов, понятия о временах года…
  • способен расставить предметы от меньшего к большему;
Психомоторное развитие
  • собирает мелкие предметы, может собрать по одной бусине или горошине;
  • нанизывает бусины на нитку, может прицепить прищепку к веревочке;
  • лепит «колбаску» и «шарик» из пластилина;
  • может расположить мозаику картинкой;
  • способен держать правильно ножницы и пытается ими манипулировать;
Бытовые навыки
  • сам ходит в туалет, самостоятельно одеваясь после посещения;
  • надевает нижнюю часть одежды без проблем, понимает, что правая и левая обувь должна находиться соответственно на ножках;
  • различает свои вещи, знает какая у него зубная щетка, умеет пользоваться своими вещами;
  • может складывать свою одежду и игрушки в шкаф, убрать, разложить по местам;
  • аккуратно кушает, пользуясь ложкой, иногда вилкой;
  • способен вытереть испачканное личико салфеткой;
  • перед едой моет руки, вытирая полотенцем;
  • раздевается после улицы, понимая, где верхняя одежда.
Двигательные способности
  • быстро, уверенно бегает и прыгает;
  • способен поймать крупный мячик, подкинуть его;
  • спускается и поднимается самостоятельно по лестнице, чередую ноги;
  • может без труда забраться на невысокую горку и скатиться с нее;
  • может удерживать равновесие, стоя на носочках, прыгая на одно ноге;
Познавательное развитие
  • достаточно развиты психические процессы, мышление, память, внимание;
  • ориентируется в пространстве;
  • может рассказать о событиях дня;
  • описать рисунок по памяти;
  • способен участвовать в обучающих играх, которые направлены на описание последовательных действий.
Социальное развитие
  • легко знакомится с детьми, но в игре предпочитает самостоятельность. В этом возрасте дети играют рядом;
  • способен понимать и подчиняться правилами игр;
  • пользуется словами коммуникации: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания;
  • укрепляется эмоциональный статус малыша, он учится спокойнее реагировать на происходящее не по его желанию.

Этапы обучения цветам

Когда родители уверены, что кроха освоил основные цвета, приступают к изучению их названий. Педагогика по методу Монтессори предлагает обучение по трем этапам. Для этого понадобятся три предмета, отличных по цвету, но схожих по форме и размеру:

  1. Взрослый показывает предмет и называет цвета каждого из них.
  2. Затем спрашивает: где синий? Желтый? Красный?
  3. Взрослый берет предмет и спрашивает, какого он цвета.

Если ребенок отвечает неверно, значит, рано переходить к следующему этапу и нужно освоить предыдущую ступень.

Родители часто спрашивают, в каком возрасте дети должны знать цвета и выполнять этапы без ошибок. Считается, что ребенок в 3-4 года должен знать основные цвета и уметь их отличать и ассоциировать. Например, желтый ассоциируется с солнцем и цыпленком.

Что такое кризис семи лет и как с ним справиться?

В 7 лет ребёнок может быть и дошкольником, и первоклассником. У последних возрастной кризис проявляется особенно ярко – это напрямую связано с началом обучения в школе. В это время ребёнок перестаёт ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – в перестройке доминирующего авторитета, появлении авторитета учителя. В детском варианте это выглядит примерно так: «Про школу учительница знает всё лучше, поэтому и мама должна её слушаться».

У младших школьников меняется самооценка, они становятся более требовательными к себе и к окружающим. Некоторые психологи даже называют этот возрастной кризис «кризисом требовательности»: ребёнок впервые заявляет о своих правах и готов принять на себя обязательства, главным образом по учёбе.

«Кризис 7 лет проявляется в стремлении ребёнка привлечь к себе внимание взрослых: одни дети давят на жалость, другие «проверяют» компетенции учителя и «прочность» границ урока, третьи становятся чрезмерно эмоциональны, четвёртые упрямы в отношениях с родителями, отвергают их излишнюю заботу. Переживание кризиса необходимо для принятия ребёнком новой роли – ученика, со всеми её обязанностями, отношениями и правами», – объясняет школьный психолог Александра Растопчина.

Готовы к сентябрю

Желательно развивать тягу к знаниям с младшего возраста, в игровой форме. Таким образом, дошкольник будет стремиться учиться, и ему это будет в радость.

Важным условием является поощрение. Хвалите малыша за все его заслуги, и тогда он будет стараться ещё больше.

Что необходимо предпринять непосредственно перед школой:

как можно больше читайте книг на разные темы, к привычным сказкам добавляйте развивающую литературу и обязательно после чтения задавайте вопросы по теме;

  • играйте все вместе в школу, чтобы ребёнок имел представление об учебном процессе;
  • проводите вместе с ним специальные тесты для дошкольников;
  • если вдруг что-то не получается, ни в коем случае не ругайте ребенка, не отбивайте охоту учиться;
  • не нужно чрезмерно опекать, давайте больше самостоятельности, просите о помощи, например, по дому.

Когда прозвенит ваш первый звонок, ваш малыш станет первоклассником, и если использовать все рекомендации, ему будет гораздо легче адаптироваться в непривычной обстановке. Через год, в семилетнем возрасте, он уже будет уметь читать и писать прописью, решать несложные математические примеры.

Когда школьник перейдёт во второй класс, каждый родитель должен иметь представление, что должен знать ребёнок в 8 лет, и всячески ему помогать и контролировать процесс.В восемь лет у детей совсем другие требования, они существенно отличаются от развития ребёнка 5−7 лет, ведь они уже более самостоятельны и вполне справляются с элементарными заданиями:

  • разогревать еду в микроволновке или на плите;
  • самостоятельно одеваться и готовить портфель;
  • делать уроки;
  • ориентироваться по времени;
  • убрать постель после пробуждения;
  • чистить зубы и принимать ванну.

Ни в коем случае не загружайте школьника лишней работой, дети устают на занятиях и кружках, и им необходим отдых.

Приобщать к делам нужно, но всё должно быть в меру. Постарайтесь договариваться с ребёнком о времени, проведённом возле компьютера или планшета, пусть это будет не более часа в день. Гаджеты провоцируют излишнюю нервозность и раздражительность. Заменяйте их развивающими играми. Всегда и во всём поддерживайте и будьте надёжной опорой и другом для вашего школьника.

Что должен уметь ребенок в лет (девочки и мальчики) к школе

Ребёнок перед школой должен обладать многими навыками – физическими, умственными, социально-бытовыми. От этого зависит его успешность и взаимодействие с учителями и другими учениками. Посмотрим, что должен уметь делать нормально развитый семилетний ребёнок.

Результаты физического развития:

  • совершенствование крупной моторики позволяет детям свободно пробегать по пересечённой местности, благополучно минуя ямы, овраги, преодолевая возвышения;
  • с разбега прыгать на двух ногах в высоту и длину;
  • лазать по спортивной стенке, подниматься и спускаться с лесенки;
  • поддерживая равновесие, проходить по узкому бордюру, доске, бревну;
  • более ловкими становятся движения рук и пальцев, благодаря чему малыши способны вырезать ножницами фигуры из бумаги, копировать рисунки и изображения с помощью карандаша и красок, расстёгивать молнии и пуговицы, лепить причудливые фигурки, собирать сложные сооружения из элементов конструктора, грамотно держать письменные принадлежности.

В таких дисциплинах, как правописание и арифметика, у детей также наблюдаются успехи:

  • они умеют пользоваться измерительными инструментами;
  • применять линейку и угольник;
  • вычитать и складывать числа;
  • считать до двадцати;
  • писать буквы;
  • собирать длинные предложения;
  • произносить слова с правильным ударением;
  • читать (медленно или быстро, некоторые делают это по слогам).
Читайте также:  В чем польза пазлов для детей 3х лет и более

У ребёнка идёт активное познание окружающей обстановки, в связи с чем психическое развитие и кругозор поднимаются на более высокий уровень:

  • дети могут анализировать события, действия взрослых и ровесников;
  • способны адекватно принимать новые правила, как в школе, так и в играх;
  • учатся принимать чужое мнение;
  • становятся более ответственными за свои поступки;
  • могут подолгу сосредотачиваться на одной задаче;
  • проявлять сочувствие, заботу к окружающим людям.

Многие матери и отцы интересуются тем, что нужно уметь в 7 лет девочке. В отношении учёбы то же, что и мальчику, а в социально бытовом плане малышке, желательно, знать, как:

  • подметать и убираться в комнатах;
  • гладить (под контролем мамы);
  • поливать домашние растения;
  • накормить животное;
  • поставить на стол тарелки, положить столовые приборы;
  • сложить вещи в комод;
  • приготовить простое блюдо на завтрак;
  • вымыть за собой грязную посуду.

Некоторыми домашними делами может заниматься и мальчик, уметь 7 лет он должен:

  • чистить свою обувь, транспортное средство (самокат, велосипед);
  • помогать отцу при ремонте бытовых приборов или машины;
  • наводить чистоту в ванной комнате после купания и умывания;
  • выносить отходы в мусоропровод;
  • собственноручно собирать ранец;
  • полоть сорняки;
  • выгуливать и кормить домашних питомцев;
  • разогревать еду в микроволновой печи.

Что должен уметь ребенок в 7 лет? В целом, семилетка должен знать и уметь всё, что связано с его окружением – людьми, вещами, бытовыми приборами, техникой, основами поведения. Хорошо, если дополнительно он обладает знанием природы, интересуется географией, творческими занятиями, книгами и фильмами об истории планеты. При таком багаже и хорошей коммуникабельности, малыша можно считать подготовленным для перемен, связанных с поступлением в школьное учреждение.

Как проходит собеседование?

Собеседование обычно проводят завуч начальной школы, учитель начальных классов, психолог и логопед. В языковой школе может также присутствовать учитель иностранного языка. Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя. «Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями. Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место». Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест. Какие вопросы могут задать на собеседовании? Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний. Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий. Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке. Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон… Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку). Могут даже провести графический диктант. Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?». При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке. Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием. Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло.

Тесты на развитие ребенка лет

В дошкольной педагогике используется большое количество тестов, но все они опираются на определённые стандарты развития ребёнка.

Так, при определении физического развития, оцениваются следующие параметры:

  • телосложение;
  • физические параметры;
  • развитие двигательной активности;
  • функциональные параметры (нарушения, хронические заболевания, степень сопротивляемости организма внешней среде, состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания).

Существует Общероссийская система мониторинга физического развития детей дошкольного возраста. Имеются тесты, оценивающие психическое развитие ребёнка.

Они включают в себя:

  1. Оценку устойчивости и переключения внимания.
  2. Целостности восприятия.
  3. Способность дифференцированного восприятия.
  4. Цветовосприятие.
  5. Наличие наглядно-образного мышления.
  6. Оценку словесно-логического мышления.
  7. Определение слуховой, зрительной, смысловой памяти.
  8. Умение действовать по образцу и по правилу.
  9. Знание культуры общения.

Что должен уметь ребёнок в 5 лет (по мнению дошкольных педагогов и психологов):

  • понимать инструкции и правила;
  • уметь работать не отвлекаясь, определённое количество времени;
  • видеть свои ошибки;
  • проявлять интерес к новым заданиям.

А также проводятся тесты, оценивающие:

  1. Художественно-эстетическое развитие ребёнка.
  2. Речевое развитие.
  3. Уровень мыслительной деятельности.
  4. Развитие зрительно-пространственного восприятия.
  5. Социально-коммуникативное развитие.

Большой тест проводится на определение действующей ведущей руки. Это необходимо для того, чтобы выяснить, какая рука наиболее активно развита.

Все тесты имеют право на существование, основной критерий при их проведении, чтобы они осуществлялись под руководством квалифицированных специалистов. Это могут быть врачи, психологи, работники муниципальных или дополнительных дошкольных учреждений.

Наиболее полное и профессиональное тестирование проводится в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «Ступеньки к школе».