Второй ребенок в семье – взвешиваем плюсы и минусы

Не так давно родители были рады тому, что на свет появится их первенец, однако новая новость не заставила себя долго ждать после рождения – на подходе уже второй малыш. Не каждый родитель испытает счастье, услышав подобную новость. Оно и не удивительно, ведь в детях-погодках есть как плюсы, так и минусы.

Дети погодки- плюсов

  1. Ваша жизненная перспектива будет выглядеть так: рождение детей – карьера. После выхода из декретного отпуска вы сможете отдаться карьере без перерывов.  Если придется поменять место работы, администрация не будет смотреть косо: «А вдруг еще раз в декрет уйдет?»
  2. Все возрастные проблемы будут переживаться одновременно. Как известно, кризисные моменты развития детей происходят минимум раз в три года. Поэтому у мамы детей-погодок есть все основания для периодов «затишья».
  3. Экономия одежды и обуви. В первые годы жизни малышей ползунки, распашонки и другие милые вещицы для домашнего пользования вы будете покупать один раз. Второму ребенку еще все равно, донашивает он за старшим или нет. Если дети одного пола, то проблем с сезонной одеждой и обувью в дальнейшем тоже не будет. Куртки и сапоги остаются почти всегда целыми, не успевают изнашиваться.
  4. Ревность детей-погодок, как отмечают специалисты, гораздо меньше, чем у детей с большой разницей в возрасте. Старший ребенок еще не успевает осознать всю прелесть существования в единственном числе, а потому спокойно относится к появлению новорожденного. При достаточном внимании матери к каждому малышу ревность можно почти исключить.
  5. Дети-погодки удовлетворяют свою важнейшую потребность в общении без посторонних. Детишки никогда не будут в одиночестве. Это маме «на руку». Приучив малышей играть вместе, она может выкраивать время для себя. Пока детки «общаются» под зорким взглядом, можно привести себя в порядок.
  6. Развитие малышей «в группе» происходит эффективнее, чем по одиночке. Старший станет примером для младшего. Более способный ребенок будет «тянуть» за собой другого, помогая в развитии. Этот принцип называется «делай как я».
  7. При небольшой разнице в возрасте, дети растут менее эгоистичными. Они быстрее привыкают к постоянному присутствию брата или сестры. Одинаковые игрушки, одинаковые потребности и желания ведут к умению сотрудничать, находить выход из конфликтных ситуаций.
  8. Адаптация в детском саду и в школе у детей-погодок пройдет намного легче. В садик и обратно будут ходить вместе. В школе будет родная душа. Да и родителям «учиться» вместе с детьми проще.
  9. Выбор одного детского учреждения на двоих – значительная экономия времени для родителей.
  10. После 14 лет материнского труда, вы – молодая мама почти взрослых и самостоятельных детей. Море свободного времени и возможности заняться собой.

Дети-эгоисты

Как ни крути, но у единственного ребенка в семье гораздо больше шансов вырасти эгоистом, его «исключительность» в семье сильно сказывается на его развитии. А такие люди, как известно, повышенно ревнивы, им хочется, чтобы весь мир вращался только вокруг них. А поскольку объективно повода для ревности у детей нет, то они его специально ищут и находят. Типичный пример: шестилетний Игорь дома вел себя прекрасно. Но когда с работы приходил папа, мальчик резко менялся. Нет, не то чтобы он проявлял недовольство… Наоборот, Игорь вроде бы радовался отцу, но эта радость выражалась как-то чересчур бурно, и всплеск положительных эмоций быстро переходил в отрицательные. Игорь становился обидчивым, раздражительным. Он не давал родителям спокойно поговорить, требовал, чтобы с ним поиграли, и совершенно не желал понимать, что папа устал и ему хочется отдохнуть. Когда же наступало время сна, ревность проявлялась еще более откровенно: мальчик наотрез отказывался засыпать в своей кровати и с детской непосредственностью пытался спровадить туда отца. – Ты ложись в мою кроватку, я тебе уже постелил, – умильно уговаривал он папашу, который, как вы понимаете, был отнюдь не в восторге от подобной «ссылки». Другие «единоличники» ревнуют мать к работе или к подругам. Некоторые женщины жалуются, что они даже по телефону спокойно поговорить не могут: сын или дочь тут же начинают плохо себя вести, демонстративно мешают общаться. Есть и такие, которые просто требуют, чтобы мать положила трубку. Так что положение «единственного и неповторимого» вовсе не является охранной грамотой против детской ревности. Просто ее направление будет несколько иным.

Недостатки большой семьи

Большая семья требует и большого пространства, которого зачастую не хватает. На этой почве нередко возникают проблемы. Следующий минус большой семьи в том, что  в ней питание связано с немалыми затратами. Продукты кончаются стремительно, так как растущие дети требуют разнообразной, свежей, качественной еды. Расходы в такой семье намного больше, чем в обычной семье, состоящей из 1 или 2 детей.

Больше денег уходит на образование, лечение, отдых и развлечение. Если в семье больше 2 детей, каждый из которых имеет свой характер, привычки и вкусы, то нередко возникают разногласия и конфликты, которые приходится разрешать. Нехватка времени особенно остро ощущается в многодетной семье. Родители часто жалуются на хроническую усталость, постоянный недосып, отсутствие времени, которое можно потратить на себя. В большой семье нужно уделить внимание каждому близкому человеку, помочь, поговорить, приласкать, поддержать и др.

Каждая семья – это отдельное государство со своими законами и правилами. Все проблемы разрешатся и недостатки станут не существенными, если в семье будет царить уважение и снисхождение друг к другу.

Минусы многодетных семей, которые не всегда являются правдивыми

1. Ребёнок отнимает массу времени, а если детей 3-4, то они отнимут в три раза больше времени. Но это утверждение не верное. Несколько детей могут занимать гораздо меньше времени у родителей, чем один ребёнок. Парадоксально, но это, действительно, так.

Почему так происходит? Когда родители воспитывают одного ребёнка в семье, то он отнимает достаточно много времени. Он постоянно требует внимания, хочет, чтобы с ним поиграли. Часто ребёнок просится на руки. И такое поведение малыша вполне оправдано. Ему скучно одному, он нуждается в играх и в общении и эта потребность очень острая. Вот и пытается добиться внимания от родителей.

В случае многодетной семьи несколько ребятишек вполне могут играть друг с другом. Они лучше понимают друг друга, они все очень энергичны, чего не скажешь о родителях, которые очень быстро устанут от детских игр. И ребятишки вполне могут днями напролёт играть друг с другом. Но, при этом, между детьми не должно быть большой разницы. Если в семье, скажем, три ребёнка в возрасте 4-7 лет, то они вполне могут играть друг с другом.

Минусы многодетных семей, которые не всегда являются правдивыми

Но, если разница большая, младшему ребёнку два года, среднему 10 лет, а старшему — уже пятнадцать, то понятно, что у таких детей интересы разные. У старшего и вовсе, много проблем подросткового возраста и ему сейчас не до младших братьев и сестёр. А при маленькой разнице в возрасте дети будут играть, и гулять друг с другом, не вспоминая про родителей.

2. Детская ревность в семье. Считается, что в многодетной семье старшие дети сильно ревнуют к младшим. Но, это мнение также часто не соответствует действительности. Дело в том, что сильную ревность ребёнок может испытывать, когда в семье появляется его младший брат или сестра и это понятно, то был единственный и любимый — а тут на тебе, в семье появился новый любимчик. В этом случае, всё, ну, или почти всё внимание родителей и, особенно матери, переключается на младшего ребёнка.

Если же, после этого рождается третий ребёнок, то его рождение уже переживается гораздо легче. Старший ребёнок уже привык, что в семье есть дети кроме него. А средний — никогда и не был единственным ребёнком. Поэтому, он уже не испытывает такой сильной ревности. Т.е. каждое последующее появление ребёнка воспринимается легче другими детьми. И получается, что в многодетных семьях детская ревность, как правило, ниже, чем в семьях с двумя детьми. Однако, если родители выделяют какого-нибудь одного ребёнка из всех и балуют его, то остальные могут начать ревновать. Поэтому, не стоит этого делать.

Второй ребенок в семье: за и против

Рождение первого малыша — такое счастье для родителей. Поэтому рождение второго ребенка можно назвать счастьем в квадрате. И все же большая часть семейных пар не решаются на еще одно пополнение в связи со множеством сомнений.

Находясь в продолжительных сомнениях, пересчитывая плюсы и минусы, родители со временем теряют физические силы, а вместе с ними и желание заводить второго малыша. Проходит также и детородный возраст. Попробуем рассмотреть достоинства и недостатки появления второго ребенка в семье.

Финансовое положение

Главное сомнение связано, конечно же, с финансами. «Второго ребенка мы не потянем» — вот главная причина, по которой многие решают остановиться на одном ребенке. Зачастую так решают даже те семьи, в которых нет особых финансовых проблем.

Так происходит от того, что родители слишком преувеличивают предстоящие затраты. Поэтому прежде чем, решительно отказываться, нужно трезво взглянуть на ситуацию и подсчитать реальный бюджет, которой понадобится для рождения и воспитания ребенка в ближайшие 3-5 лет.

Кроме того, не стоит забывать о том, что львиную долю вещей второй малыш унаследует от старшего брата или сестры. Скорее всего у вас уже есть детская кроватка, коляска, игрушки и одежда. Итак, основными расходами можно засчитать подгузники и прочие мелочи, вроде салфеток, бутылочек и прочего. Эти мелочи не могут нанести серьезного урона вашему семейному бюджету.

Когда лучше планировать второго ребенка

Беременность — это непростое время в жизни женщины. На процесс протекания беременности по большей части влияет возраст и здоровье матери. Мужчины остаются детородными намного дольше.

 Если женщина планирует беременность после 27 лет, ей необходимо пройти полное медицинское обследование, для выяснения гормонального фона, чтобы можно было повлиять на него, если понадобится.

опасность поздних родов — повышенная вероятность кесарева сечения. Чем больше возраст матери, тем выше риск того, что роды пройдут с осложнениями. Ведь вместе с биологическим возрастом женщины стареют и ее яйцеклетки. После 30 лет репродуктивная система женщины воспринимает яйцеклетки как брак, в связи с этим увеличивается риск выкидыша до 40%.

Читайте также:  Вакцинация детей

После 28 лет возраст родителей влияет также и на плаценту, которая зачастую имеет признаки недостаточности. Мужчины после 26 лет постепенно теряют возможность зачать здорового ребенка, и с каждым годом эта способность падает на 5%.

Идеальная разница в возрасте между детьми

По медицинским показаниям промежуток между рождением детей должен быть не меньше двух лет. Женщина должна восстановить силы после первых родов, кроме того семье нужно сначала приспособиться к жизни с одним малышом, прежде чем заводить второго.

Рождение погодок в целом не лучшая идея. В этом возрасте малыши еще не могут существовать без мамы и каждому из них мама нужна целиком, без остатка. Соответственно все функции мамы женщине придется выполнять в двойном объеме. А это крайне сложно.

Кроме того, это может отразиться на развитии старшего ребенка, оно может быть немного заторможенным, ведь большую часть времени он будет проводить не со своими сверстниками, а с младшим братом или сестрой.

В связи с этим разница между детьми до 3 лет считается неудачной.

Разница в 4-5 лет считается эталонной, поскольку первенец уже немного подрос, стал более самостоятельным и будет крайне рад появлению братика или сестренки.

Но самой удачной является разница в 5-7 лет. Старший ребенок будет с удовольствием помогать маме и возиться с малышом. Ревностное отношение практически исключено, ведь он уже понимает, что  с появлением малыша его не перестали любить. Кроме того у старшего ребенка уже появились свое интересы, друзья, круг общения, его жизнь начала выходить и за пределы семьи.

Собственные силы и возможности

Многие родители вполне успешны в жизни и на работе, имеют прекрасные отношения в семье, обожают своего первенца, и все же сомневаются насчет появления второго малыша. Эти сомнения вполне обоснованы. Зачастую они связны с первым опытом, воспоминаниями о том, как было сложно, когда только родился первый малыш.

Но ведь с тех пор прошло много времени, вы были неопытны, многого не знали, боялись сделать что-то не так, переживали из-за мелочей. Все эти сложности, пройденные с первым ребенком, не просто закалили, но и помогли приобрести бесценный опыт. Со вторым малышом не будет так сложно, будет намного легче, а сколько радости он принесет в вашу семью. Самое главное это не упустить время!

Взаимодополняемая пара

Семейный психолог Юлия Макарова предлагает относиться к рассказам героев о жизненных перипетиях объективно: «Эти истории объясняют только то, почему люди в какой-то момент приняли решение вернуться к родителям — но не почему они с ними остались».

Основную причину психолог советует искать в детстве: «Если в браке всё плохо, ребенок вынужден взять на себя некоторые признаки функционирования одного из супругов. Это лишает ребенка детского „места“ в семье: он принимает чью-то сторону, пытается объединить родителей».

Юлия уверена, что в таких ситуациях формируется тяжелая эмоциональная зависимость. Чаще всего, по ее словам, родитель компенсирует неудачный брак за счет близости с ребенком: «Он общается с ним как с равным взрослым, награждает его бонусами, не создает никаких ограничений. Такого ребенка не выпихивают из гнезда — ему это и не нужно. Мир-то опасен, а дома всё хорошо».

У такого комфорта есть цена, и дети не всегда отдают себе в этом отчет.

Взаимодополняемая пара

Такие спокойные отношения были у Ани с мамой: «Есть девочки, которые спят и видят, как бы куда-то сбежать от родителей. У меня никогда не было правил и гиперопеки. Я кайфовала от этого, и все друзья мне завидовали». Аня рассказывает, что возвращалась поздно домой, курила при маме, а в 12 лет ей даже разрешили поехать на концерт в Нижний Новгород вместе с группой «Ария», от которой она тогда фанатела.

У Алексея ситуация похожая: он называет свои отношения с мамой «взаимодополняемыми» и доверительными. У него нет и не было особенных проблем с контролем, но он рассказывает, что дома ведет себя скромно: гости — пожалуйста, разгульные вечеринки с ночевками — лучше не стоит.

В жизни Миши правил со стороны мамы больше, потому что она строгая: контролирует все бытовые моменты, ей приходится говорить о своих перемещениях, с ней нужно всегда советоваться. Впрочем, Мишу это не задевает: он считает, что сейчас на улицах может случиться всё что угодно, а маме спокойнее, когда он дома, рядом с ней.

Современный взгляд на метод воспитания

Если раньше придерживались универсальных способов воспитания, то сейчас методы изменились. Многие психологи: Карл Юнг, Алина Делисс, Юлия Гиппенрейтер, советуют определить психотип ребенка. По мнению Карла Юнга, темперамент проявляется уже в раннем возрасте. Понимая, к какому типу относится чадо, можно выработать уместный подход. Вы будете лучше чувствовать ребенка, понимать настроение, причины поступков, особенности характера. Придерживаться одного шаблона воспитания и обучения ребенка в семье — бессмысленно. Родители двух и более детей, могут подтвердить, что у каждого неповторимый характер. То, что действовало со старшим безотказно, на младшего может никак не влиять. Интроверт и экстраверт требуют разного подхода. Найти общий язык и понять меланхолика, будет сложнее, чем сангвиника. Все люди разные, в том числе и дети. Учитывайте это в воспитательном процессе, а еще пол, возраст, характер, историю жизни ребенка.

2.1 Принципы семейной педагогики

Воспитательный процесс в семье состоит из:

  • Чувство равенства и взаимоуважения. Если в семье есть авторитет (чащу мужчина), то это никак не должно унижать достоинство других. Все члены семьи равноценны, в том числе и ребенок.
  • Дружба. Объяснить, в чем ее смысл. Приводить примеры из сказок и жизни. Какая бывает дружба: между членами семьи, соседями, одноклассниками, с животными и т.д.
  • Любовь. Какая бывает любовь, почему важно любить себя и окружающих. Прививать чувство любви и заботы: поливать цветы, обнимать близких, говорить о чувствах.
  • Принятие ребенка, какой он есть. Взрослые могут корректировать поведение чадо, но не пытаться сделать из него своих копий или образов грез.
  • Право на плохое настроение, желания побыть одному.
  • Выделять личное пространство.
  • Не требовать от ребенка, что ему не по силам. Задача взрослых, постепенно его к этому подготавливать.
  • Давать внимание и заботу. Безразличное отношение, инертность семьи — сказывается на психологическом состоянии, изменяет видение мира. Этим детям сложно обрести счастье, добиться уважения в кругу знакомых или одноклассников. Они неуверенные, застенчивые, слабохарактерны.
  • Игра — понятный способ для детей, изучения мира и развития. В форме игры будет легко привить правила, нормы, новые знания.
  • Большинство вредных привычек у детей, можно обнаружить у их родителей. Поэтому боритесь со слабостями. Теперь есть ради кого стараться взять себя в руки.
  • Развивайте положительные качества у ребенка и корректируйте негативные, научите с ними совладать. Можете обратиться к разновидностям детской арт-терапии.
  • Введите доверительные отношения.
  • Поощряйте достижения ребенка. Мотивируйте на новые свершения. Хвалите.
Читайте также:  Опыт мамы: топ вещей для младенца, которые оказались не особо нужны

Детские психологи отмечают, что вредит не только безучастность к жизни ребенка, но и гиперопека.

Современный взгляд на метод воспитания

2.2 Как развивать ребенка

Существует множество способов, позволяющих повысить уровень знаний и навыков. Воспитание ребенка в семье, как и развитие — ежедневный процесс. Занятия должны быть разными, чтобы развивать разностороннюю личность. Чередуйте их, чтобы они не наскучили.

  • Чтение. Первые книги крохе читают родители, формируя у него интерес к занятию. Потом он сам начнет делать первые попытки. Поощряйте стремления. Для разнообразия, читайте вслух по ролям. Можно выучить диалоги и разыгрывать кукольные спектакли. Расширяйте жанры книг: от сказок до детских энциклопедий.
  • Теплые беседы. По вечерам делитесь впечатлениями, воспоминаниями. Так, ребенок получает из ваших уст драгоценный жизненный опыт, учится на чужих ошибках, понимает как устроен мир. Постарайтесь «дозировать» негативные истории. Ребенок должен о них знать, но преподносите их правильно. Разъясните, почему так случается, как на это реагировать.
  • Придумывайте вместе сказки, героями которых будет ваша семья. Развивайте у ребенка фантазию, обогащайте внутренний мир. Проектируйте возможные жизненные сюжеты, прививая через них манеры поведения. Пример: праздник, поход в школу, решение спора.
  • Развиваем творческое мышление, оно пригодиться не только для креативных заданий. Такие дети умеют с легкостью выходить из трудных ситуаций, благодаря нестандартному виденью проблемы.
  • «Очумелые ручки». Занимайтесь создание поделок, мастерите. Научите ребенка видеть, как можно использовать повторно ненужные предметы, создавать из них новые.
  • Лепим, творим, вытворяем, в общем занимаемся рукоделием. В распоряжении множество вариантов, найти нечто по душе не составит труда. Скрапбукинг, создание топиариев, лепка из теста, фелтинг, ошибана, вышивка крестиком на картоне. Возможно, одно из них станет хобби.

Обучение ребенка в семье, сочетается с воспитанием. Поэтому, чадо будет получать двойную пользу от занятий. Проводите их весело — они отложатся в памяти и будут ассоциироваться с самым приятным.

Минусы детей-погодок

Повторная беременность переносится женщиной несколько трудней, поскольку организм ещё не успел в полной мере восстановиться после прошедших родов. Вдобавок, ещё и появившийся на свет ребёнок довольно мал, а потому нуждается во внимании и ношении на руках.

Малыш быстро становится всё увесистей, а потому маме соответственно всё тяжелее его носить. Если муж постоянно на работе, а других помощников нет, то ещё и коляску после прогулок приходится самостоятельно поднимать к себе в квартиру. К тому же, грудной ребёнок чувствует, когда мама страдает от токсикоза.

В связи с появлением ещё одного ребёнка, старшему отпрыску предстоит встретиться с некоторыми трудностями, а также пожертвовать парой вещей, а именно быстро отправиться в отдельную кровать, рано лишиться полюбившейся соски. Первому малышу предстоит быстрей обучиться премудростям питья из чашки.

Одним из наиболее весомых минусов является образовавшаяся в режиме дня разница. Так, маме предстоит продумать оптимальный вариант для кормления двоих детишек, их прогулок и отдыха. Пока второе дитя появится на свет, старший будет активно осваивать окружающий мир, всё1 меньше времени проводя во сне.

Если постоянных помощников вроде сердобольных родственников не наблюдается, и вся нагрузка ложится на плечи женщины, то она с ней может и не справиться. На главу семейства тут возлагается большая роль: следить за тем, чтобы его супруга не перенапрягалась. Если же она не будет вовремя отдыхать, то это чревато и потерей молока, и беспокойством детей. Для большинства современных женщин подобная нагрузка без помощи со стороны практически непосильна.

Большинство женщин чувствуют восторг от того, что снова становятся молодыми мамами в возрасте от 30-ти до 35-ти лет. Рождение же детей-погодок лишает их подобного удовольствия.

А у вас дети-погодки? Что вы можете рассказать о них?

Хаотический и индифферентный стиль

В случае с хаотическим стилем родители придерживаются разного мнения относительно модели воспитания. Каждый член семьи имеют свою точку зрения и считает её единственно правильной. Нередко у матери случаются эмоциональные перепады.

В таких ситуациях дети становятся неуправляемыми и не учитывают родительские требования. Они страдают от неуравновешенности и не чувствуют себя защищёнными. Им хочется хоть как-то упорядочить окружающий мир. Во взрослом возрасте им обычно свойственна безответственность и инфантильность.

Индифферентный подход к воспитанию предполагает отсутствие всякого контроля со стороны взрослых. То же самое касается и самих взаимоотношений. Родители никак не взаимодействуют с детками, не занимаются ими.

Или они слишком много работают, или им наплевать на то, какими вырастут дети. Каждый занят своими личными проблемами. Такое поведение обуславливает становление негативной самооценки малыша, который ощущает свою неважность и ненужность.