10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей

По версии предпринимателей, коучей, журналистов и людей из науки

Жизнь в коллективе

Очень важный момент в жизни школьника — общение со сверстниками. Малыш должен чувствовать себя уверенно в новом окружении, не только хотеть, но и мочь общаться с другими ребятами и учителями, не только учиться, но и играть, участвовать в общественной жизни.

Чему научить:

  • элементарным общепринятым нормам и правилам поведения;

  • способности договариваться;

  • правильно оценивать себя и свое поведение;

  • иметь представление о себе, о мире, об обществе и его культурных ценностях;

  • грамотной речи.

Способ №Спокойная беседа с аргументами

Первое, что нужно попробовать — спокойно без крика объяснить подростку, что образование важно. Конечно, в арсенале у подростков есть парочка, на первый взгляд, логичных аргументов, почему им не нужно учиться. Сейчас мы расскажем, как грамотно разбивать эти аргументы в пух и прах. А поможет нам в этом психолог Наталья Рябова, которая уже больше 5 лет работает в детском лагере, в том числе и с подростками.

Наталья Рябова — работает психологом в детском лагере с 2014 года.

Самый популярный среди подростков аргумент: «А Билл Гейтс не закончил университет и стал успешным!». Действительно, есть выдающиеся личности, которые добились успеха в жизни и без образования. Но таких людей единицы. Тот же Билл Гейтс бросил учебу не просто так, а чтобы сконцентрироваться на развитии компании. Донесите до ребенка, что успех в жизни достигается упорным трудом. А учеба, в первую очередь, учит людей быть усидчивыми, целеустремленными и трудолюбивыми. Более того, школьное образование закладывает в детях базовые знания, которые пригодятся любому человеку в жизни.

Еще один частый аргумент подростков: «Как физика, химия и математика пригодятся мне в жизни?». Попробуйте донести до ребенка, что образованные эрудированные собеседники всегда ценятся в обществе. Успешные и умные люди общаются с такими же. Возможно, химия действительно не пригодится в повседневной жизни. Но, если когда-то в компании зайдет разговор на тему, связанную с химией, а ваш ребенок сможет блеснуть своими знаниями, будет очень круто.

«Мне не интересно! Я творческая личность, хочу путешествовать, не хочу учиться!». Лучшая тактика при таких аргументах, это найти компромисс. Творческая личность? Пожалуйста, занимайся любимым делом и развивай свои таланты. Но давай договоримся, что при этом не нужно забывать об учебе. Нужно найти баланс и совмещать приятное с полезным. Ведь образование никому не помешало, даже самым творческим натурам. Хочешь путешествовать? На здоровье. Только, чтобы путешествовать, нужны деньги. Чтобы были деньги, нужно работать. Чтобы работать, нужно закончить учебу. Образование защитит тебя от непредвиденных обстоятельств и поможет найти работу в любой период жизни.

Чему не учат в школе

Знания, которые необходимы для того, чтобы быть счастливым, успешным и здоровым не даются от рождения. Инстинкт самосохранения и прочие врожденные особенности человеческого организма не гарантируют психологического благополучия постольку, поскольку человек – не только биологическое, но и социальное существо. Всему тому, что действительно необходимо для выживания в социуме приходится учиться.

Человек учится с самого своего рождения. Знания приходят с опытом или привносится в сознание в результате передачи их детям от взрослых людей. Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и есть обучение как основное средство подготовки человека к жизни и труду.

Читайте также:  5 Способов Научить Ребенка Обращаться с Деньгами

Особая роль в деле обучения подрастающего поколения отводится школе. Хотя это, как правило, не единственное образовательное учреждение в жизни человека, именно тут он усваивает наибольшее количество знаний.

О том, чему учат детей в школе и насколько эти знания полезны, можно спорить долго. Однозначно то, что большинство из них носят чисто теоретический характер. Дети в школе изучают науку, но не практику и не жизнь. Жизненно важным и практически полезным навыкам должны учить детей их родители.

Родители ответственны за своих несовершеннолетних детей, и эта ответственность носит не только юридический, но и психологический характер. За довольно короткий срок детства отцу и матери нужно научиться ребенка многому.

Чтобы понимать чему следуют учить малыша, нужно осознавать цель, а именно знать ответ на вопрос «Каким человеком хочется чтобы вырос ребенок?». Большинство любящих родителей желают своим детям только лучшего, поэтому отвечают: «Здоровым, успешным, счастливым».

Необходимые знания и умения

Для успешного обучения будущий ученик должен иметь представление о себе и своих родных, об окружающем мире, уметь считать и иметь достаточный словарный запас.

1. Общий кругозор

Будущий школьник обязан называть:

  • ФИО, число, месяц и год рождения;
  • ФИО родителей, их профессию и место деятельности;
  • по именам всех родных, кто они для него;
  • полный свой адрес и телефон;
  • страну проживания и ее главный город;
  • названия сказок, имена знаменитых писателей;
  • предметы одежды, транспорт и виды спорта.

2. Речевые умения

Для правильного чтения и письма будущий ученик должен:

  • проговаривать звуки, выделять их в словах;
  • определять местонахождение звука, уметь посчитать их;
  • делить слова на части с помощью хлопков;
  • выделять слова из предложения;
  • составлять небольшие рассказы;
  • отгадывать загадки, учить на память маленькие стихотворения.

3. Математика, счет

Начальные знания в области математики следующие:

  • различать цифры до 9, считать до 10;
  • знать знаки «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа;
  • придумывать и решать простые задачи;
  • различать простые геометрические фигуры;
  • группировать фигуры по разным признакам;
  • различать понятия «левый-правый», «верх-низ».

3. Мелкая моторика рук

Ребенок должен:

  • научиться держать ручку, рисовать простые фигуры;
  • строить разные фигуры из палочек по образцу;
  • раскрашивать предметы, не выходя за края рисунка;
  • чертить ровные линии без линейки, копировать печатные буквы;
  • разрезать бумажный лист разными способами;
  • заниматься лепкой, делать аппликации.

4. Окружающий мир

Первокласснику нужно:

1. Различать животных и птиц, а также и их детенышей.

2. Выделять дикорастущие растения родных мест, а также комнатные цветы.

3. Иметь представление об овощах и фруктах.

4. Знать дни недели и поры года.

Любознательность

Еще один навык, близкий к первым двум. Федор Шеберстов, бывший управляющий партнер Odgers Berndtson и один из основателей проекта «Учитель для России», перечисляет три главных качества, необходимых для успеха: любознательность («должно быть интересно»), уверенность в себе, в собственных силах («я могу!») и упорство.

Три других необходимых для успеха навыка, по ее мнению: умение доводить дело до конца, умение коммуницировать и оптимизм. Секрет успеха она описывает фразой «Делай то, что любишь, и делай изо всех сил».

Любознательность нельзя ввести в школе как предмет. Но, уверена Мелия, тут могут помочь родители: даже попытка совместно с ребенком проверить в Google информацию из телевизора может сработать.

Для поддержки интереса и любознательности, уверены мои собеседники, важна среда, которая поддерживает поиск любимого занятия, обращает внимание на наличие у ребенка интереса, а не только на формальный результат работы. Директор лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн говорит, что можно было бы предлагать самим школьникам выбирать один дополнительный предмет для изучения — какой угодно. Нечто похожее советует Шеберстов: «Один день в неделю выделить под что-то самостоятельное, чтобы ребенок сам выбирал, что ему делать; дать этому поддержку».

Читайте также:  Куда делась программа новое утро на нтв. Отзывы о "нтв утром"

Кодекс родителей успешного ребенка

  1. Любите ребенка, несмотря ни на что. Прихоти, неудачи или сомнения не являются поводом разочароваться в нем и лишить родительской любви. Напротив, теплое отношение поможет ему справиться со всеми трудностями.
  2. Поддерживайте все начинания. Мама и папа, которые поддержат в трудную минуту и ​​помогут достичь успеха в любом деле, это необходимость для каждого ребенка. Идите навстречу творчеству и экспериментам, покажите сыну или дочери, что вы всегда на их стороне и готовы помочь.
  3. Проявляйте интерес. Хорошо, что вы знаете, поел ли ребенок и как провел время в детском саду. Но всегда выводите его на диалог и демонстрируйте максимальную заинтересованность тем, что он делает. Так ребенок будет уверен в том, что родители рядом и им действительно интересны его переживания.
  4. Устанавливайте справедливые правила. Если и запрещаете ребенку, то объясните причины — что именно вам не нравится, и как это может повредить ему или кому-то еще. И обязательно расскажите, что сделать, чтобы изменить ситуацию. Дети все понимают, но нуждаются в понятных объяснениях. Проводите время вместе. Вы тоже были ребенком и, возможно, помните, как хотелось, чтобы мама и папа чаще брали вас с собой на прогулки, играли и рассказывали интересные истории. Так дайте это своим детям и не заставляйте их чувствовать себя обделенными.
  5. Будьте лучшим примером. Если целыми днями вы лежите на диване и бесцельно тратите время, глупо надеяться, что ребенок вырастет активным и целенаправленным. Подавайте личный пример, чтобы взрослая жизнь ассоциировалась у малыша с чем-то важным и интересным, а не скучным и однообразным.
  6. Учите анализу. Вы не сможете контролировать и наставлять ребенка всю жизнь — он ​​должен научиться оценивать свои поступки, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать решения и нести за них ответственность. Мягко и постепенно прививайте ему эти качества, и тогда вы сможете воспитать успешного человека.
  7. Удовлетворяйте потребности. Пирамида потребностей Маслоу актуальна и в детском возрасте. Просто в этот период именно родители удовлетворяют основные потребности ребенка. Делайте это сейчас, чтобы ребенок рос счастливым.

Принцип активного участия в процессе обучения

Особенности принципа – усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.

Ребенок должен принимать участие в обучении

Принцип активного участия в процессе обучения

Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление. Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной. В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.

Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе таких представлений лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

Родители — соперники или союзники?

С родителями педагогу начальных классов приходится общаться очень много. При этом молодой учитель сталкивается с некоторыми трудностями:

  • родители не доверяют учителю, у которого нет ни своих детей, ни опыта работы со школьниками, поэтому считают своим долгом постоянно его контролировать;
  • всегда найдутся недовольные тем, что их ребенку сделали незаслуженное замечание, поставили не ту оценку и в целом относятся предвзято;
  • педагога не оставляют в покое — могут позвонить в выходной, рано утром или поздно вечером и спросить, что задано на дом, почему их сын вернулся в грязной куртке и где их дочь забыла учебник.
Читайте также:  Академический отпуск: 35 вопросов и ответов

Как реагировать на родительские претензии? Главное — сохранять уверенность и невозмутимость, не конфликтовать и вежливо объяснять свою позицию. Это сложно, особенно если родители с порога начинают скандалить и переходить на личности. Однако это единственный путь сохранить свое лицо и показать свою компетентность.

Постарайтесь привлечь активных родителей на свою сторону. С чего учитель начальных классов может начать первое родительское собрание? Объясните, что у вас одна цель, что только совместными усилиями вы можете дать детям образование и воспитание. Если вы будете обращаться к родителям тактично и дружелюбно, говорить о своих задачах и хвалить детей, а не только на них жаловаться, вы вызовете такую же ответную реакцию.

Как воодушевить ребенка на занятия музыкой

Как можно мотивировать подростка на успешную учебу в музыкальной школе? Ответ на такой вопрос интересует тех родителей, чьи дети начали заниматься музыкой, достигли в этом определенных успехов, а потом вдруг охладели к занятиям. Причина этого может быть в том, что в подростковом возрасте детям интереснее всего гулять с друзьями, а не просиживать часами за музыкальным инструментом, они начинают считать это ненужной тратой времени. Чтобы возобновить интерес юного музыканта к занятиям музыкой, вы можете:

  • спросить у него – может он хочет играть на другом инструменте, и перевести ребенка на него. К примеру, дети, со слезами садящиеся за фортепиано, нередко с радостью играют на ударных инструментах;
  • постараться заинтересовать своим примером – вместе разбирать мелодии, записывать ноты, если сын или дочь маленькие – делать это в игровой форме;
  • на время взять академический отпуск – ребенок, став чуть старше, может сам попроситься обратно в музыкальную школу.

Упражнения

Развивать самостоятельность также помогают следующие очень простые упражнения:

Поиск нового маршрута

Правила игры: каждый день нужно добираться до школы новым способом. Ребенок должен сам придумывать этот маршрут без подсказок со стороны родителей. Вечером это обсуждается, подводятся итоги. Можно упражняться таким образом всей семьей (например, для взрослых поиск нового маршрута до работы), чтобы дети чувствовали увлеченность родителей.

“Расскажи, чем ты планируешь заниматься завтра”

Несколько вечеров подряд задавайте школьнику этот вопрос и внимательно выслушивайте ответ. Особенно отмечайте проявления самостоятельности и одобряйте их.

“Где ты будешь это использовать?”

Для этого упражнения понадобится предмет, с которым ребенок еще не знаком. Например, специализированный инструмент, деталь автомобиля. Задача: найти применение и рассказать о нём. Если в семье несколько детей, то можно устроить соревнование, кто найдет больше правильных вариантов использования. Такая игра подталкивает ребенка к самостоятельному поиску информации и решению задач.

Самостоятельность – чудесное качество, которое каждый родитель хочет видеть в своем малыше. Безусловно, нужно приложить большие усилия для того, чтобы развивать в ребенке самостоятельность, способность осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий. Да, возможно, процесс формирования новых или развития уже имеющихся качеств займёт не один день. Однако, помните, что в долгосрочной перспективе это принесет свои плоды и реальный результат.