Как научить ребенка буквам

Над тем, чтобы заинтересовать своего ребенка начать учить буквы рано или поздно задумывается каждая мама. Ведь эти знания непременно понадобятся каждому малышу в дальнейшем и от того, как он будет воспринимать информацию, будет зависеть уже его успеваемость в школе.

Подробный обзор

Для чего детей нужно учить буквам с раннего возраста

Многие родители сталкиваются с тем, что малыш в возрасте двух-трех лет очень быстро утрачивает интерес к обучению и быстро все забывает. Поэтому начинают закрадываться сомнения о целесообразности этой затеи. Но если с карапузом заниматься, к примеру, в игровой форме, то тогда буквы войдут в его мир естественно и не принужденно.

Перед тем как научить ребенка алфавиту в раннем возрасте стоит вспомнить, что это в первую очередь нужно не для того, чтобы хвастаться умениями своего карапуза перед друзьями, а для того, чтобы развить его природные способности. Многие малыши уже в полтора года могут выучить весь алфавит, а в два года начать соединять их в слоги. Так как потребности в чтении в таком возрасте еще не наблюдается, то такие занятия позволяют более увлекательно проводить время родителей вместе со своим карапузом.

Лучший возраст для начала подготовительных занятий

Многие родители задаются вопросом, когда же лучше начать подготовку ребенка к школе. Кто-то начинает заниматься с ребенком с двух-трех лет, а кто-то вовсе не видит необходимости в дошкольных занятиях. Сегодня есть масса упражнений и практических рекомендаций по обучению детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Дети в этот период любознательны и легко воспринимают информацию в игровой форме. Если ребенок начинает активно проявлять интерес к обучению, задает вопросы об окружающих его предметах и явлениях, пытается читать буквы и учить цифры, выстраивает первые причинно-следственные связи, то он готов к занятиям.

Главная задача взрослых – поддержать интерес ребенка, помогать ему искать ответы на важные вопросы и не отказывать в помощи. Возраст 5-6 лет является оптимальным для начала подготовки ребенка к школе. Занятия должны помочь малышу психологически и интеллектуально подготовиться к новому жизненному этапу. Без них ему будет очень сложно адаптироваться к высоким учебным нагрузкам.

Как научить ребенка алфавиту

Обучение ребенка алфавиту до четырех лет

Выучить алфавит в столь раннем возрасте возможно, особенно если малыш испытывает интерес к занятию. Самое раннее обучение рекомендуется начинать после года  и при этом подавать знания в игровой интересной и развлекательной форме. Одним из вариантов удачного разучивания алфавита является использование букв в виде игрушек. Например, для ребенка станет интересной игра с подушками в виде букв или же магнитная азбука. Педагоги акцептируют внимание родителей на то, что учить нужно именно буквы, а не звуки. В раннем детском возрасте очень сложно сопоставить букву со звуком. Именно поэтому не рекомендуется использовать электронные пособия, где обучение начинается в соответствии с правилами русского языка.

Ребенок в данном возрасте использует различные анализаторы для восприятия мира, поэтому будет хорошо, если мама испечет печенье в виде букв, тогда ребенок не только воспримет букву зрительно, но и попробует ее на вкус, на ощупь. Можно также складывать с малышом азбуку из соломки или других съедобных предметов. К буквам можно приделывать ручки и ножки, чтобы они  были похожи на сказочных героев или же вызывать ассоциации, например, м – это машина, п – это паровоз и т.д. Сейчас главное для родителей – это вызвать заинтересованность у ребенка, только тогда есть возможность получения отличных результатов.

Обучение ребенка алфавиту начинается со знакомства с гласными буквами, при этом любое занятие необходимо проводить в игровой форме.

Обучение ребенку алфавиту после четырех лет

Вопрос о том, как научить ребенка алфавиту при возрасте ребенка от четырех лет, возникает часто и остро. Здесь хочется добиться желаемого результата и выучить русский алфавит с ребенком как можно быстрее.

Ребенок в возрасте от четырех лет имеет довольно развитую моторику, поэтому увлекательным и развивающим станет занятие, основанное на складывании букв из подручных средств. Ими могут стать камешки или же ветки деревьев. Мама может подготовить лист бумаги, где будет прочерчена буква, а затем полученное буквенное пространство будет покрыто клеем. До того момента пока клей не высох, предложите ребенку засыпать букву крупой, когда малышу будет интересно осуществлять процесс, при данном занятии ребенок развивается всесторонне, как  воображение, так и моторика.

Использование игральных кубиков с буквами также является достаточно действенным методом для того, чтобы выучить с ребенком русский алфавит. Подробнее об этом методе читайте в статье — ЗАНЯТИЯ ПО КУБИКАМ ЗАЙЦЕВА

Малыш быстро запомнит алфавит только в том случае, если обучение будет проходить в виде интересной и веселой игры. Занятие, проводимые до четырех лет должны быть короткими, но частыми, длительность обучения ребенка алфавиту после четырех лет можно гораздо увеличить, но форма игры должна оставаться. Именно в таком случае можно достичь желаемого результата.

Совет для родителей

Ребенок выучит буквы тогда, когда он станет уверенно распознавать их в любых словах, после этого можно приступать к складыванию букв в слоги и слова.

Помните, чем быстрее ваш малыш выучит буквы, тем быстрее он сможет складывать их в слова и читать! Те дети, которые знают алфавит в раннем возрасте, легче воспринимают гуманитарные предметы в школе, более способны к изучению не родных языков.

Читайте также:  1 июня, День защиты детей – праздник счастливого детства

Видео. Поём алфавит с ребенком

Полезные статьи:

КАРТОЧКИ С РУССКИМ АЛФАВИТОМ РАСПЕЧАТАТЬ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АЛФАВИТА

Алгоритм обучения

Обучить ребенка связному чтению не так просто, как может показаться на первый взгляд. Это довольно серьезное дело, которое требует терпения, усидчивости и некоторой подготовки самих родителей. Процесс выработки навыков чтения складывается из трех шагов:

  • заучивание букв и обозначающих их звуков;
  • складывание букв в слоги и практическая тренировка их чтения;
  • складывание слогов в слова и отработка слитного чтения.

Первый шаг обычно не вызывает затруднений у детишек, они быстро запоминают буквы в процессе игры. Следующий же шаг, чуть ли не самый важный и ответственный, дается многим деткам не очень легко. Возникшие трудности могут отбить охоту и существенно затормозить процесс. Не сдавайтесь и продолжайте систематические занятия, даже если дело серьезно замедлилось. Подбадривайте ваше чадо, чтобы он почувствовал себя увереннее.

Этап №Мотивация

Занятие нужно начинать с игрового момента, который вызовет у ребенка интерес к тому, что будет происходить. Вы можете показать ему игрушку или кадр из мультфильма, дать послушать песенку и т.д. Ваше задание привлечь внимание малыша к конкретному предмету. Например:

  • угостить ребенка апельсином;
  • дать посмотреть мультфильм про ослика;
  • показать уточку и попускать ее плавать в миске.

После подобного действия задайте малышу вопрос (что он съел, с чем играл и т.д.), а затем попросите еще раз повторить название предмета.

Обучение буквам в года, в лет

Сегодня существуют много зарубежных и отечественных методик, согласно которым детей обучают буквам, начиная с полутора-двух лет. Уже научно доказано, что мозг малышей в это время интенсивно растет, у них хорошая память, и они легко осваивают буквы.

Но не все родители и педагоги к этому готовы, считая, что обучение следует начинать позже, например в 4 года. Процессы обучения в этом возрасте, равно, как и в 5 лет идентичны тем, которые были описаны выше. Главное – нужно всегда помнить, что не следует заставлять ребенка.

Обучение будет эффективным лишь в том случае, если оно будет незаметным. Для детей этого возраста можно купить кубики и лото с буквами. Они всегда имеются в продаже, стоимость их вполне приемлема, а обучение будет проходить в игровой форме. Очень хорошо идет процесс обучения вместе со сверстниками.

В этом случае у детей появляется дух соперничества, большая заинтересованность, взаимовыручка. При этом можно придумывать самые разнообразные игры, включая то, что дети сами смогут изображать буквы, складывая из них в дальнейшем в слова.

Как научить ребенка читать по слогам

Если родители настроены учить читать своего ребенка, нужно позаботится о том, чтобы дома среди изобилия игрушек появились кубики с буквами, начертанными крупным классическим шрифтом.

Это самый подходящий материал для обучения детей. Можно также использовать готовые буквы, сделанные из пластмассы или дерева. Но интерес  к таким изделиям будет у малыша слишком кратковременным, и буквы придется отложить до определенного времени.

Кубики хороши тем, что они постоянно используются в играх ребенка, а изображенные на них буквы запоминаются исподволь, при ненавязчивом обращении к ним. Явным плюсом является и то, что начинать обучение таким способом можно как угодно рано, и в 3 года малыш будет знать все буквы.

Начинайте с изучения основных букв

Сооружая вместе с малышом различные башенки, домики, паровозики, обратите его внимание на букву, обозначенную на кубике. Комментируйте ваши действия: «Здесь мы поставим «М», а наверху у нас будет «О» и пр. Проговаривайте согласные отрывисто, а гласные звуки протяжно.

Не загружайте детский мозг информацией. За время одной игры называйте не более пяти звуков.  Следующий раз обращайтесь опять к этим же буквам, но попросите ребенка найти одну-две из них. Кубики при этом должны лежать так, чтобы нужное изображение было хорошо видно.

Если задача для малыша еще непосильна, повторите свой импровизированный урок, напомнив, как звучит буква. Справился с задачей – похвалите и прибавьте новые звуки. Играйте подобным образом, пока ребенок не выучит почти все буквы. Учитывайте несколько важных моментов:

  • Начинайте с букв, наиболее часто встречающихся в речи;
  • С буквами, подобными по написанию, не следует знакомиться подряд;
  • Отметив, что ребенок усвоил определенный звук, называйте ему слова, которые начинаются на соответствующую букву, и показывайте картинки.

Каждому ребенку потребуется свой отрезок времени, чтобы закрепить, как звучит та или иная буква. Главное, проводить такое игровое обучение систематически и последовательно. Нужно возвращаться к усвоенным знаниям, постоянно активизировать их.

Переходите к освоению слогов

С помощью игры с кубиками к младшему дошкольному возрасту будут усвоены все буквы, и в 3 года можно научить ребенка читать слоги. Подготовьте для этого кубики или отдельные изображения букв. Также удобно пользоваться магнитной доской с алфавитным набором.

Для начала вам понадобится 4 гласных звука: А, О, У, И. Так ребенку будет легче понять образование слогов.

Выберите единственную букву, изображающую согласный звук, и составьте пару. Например, «П» «А». Повторите с ребенком каждый звук по отдельности, произнесите сами слог, попросите малыша произнести. Уберите «А», поставьте рядом «П» «О», повторите все тот же алгоритм. Точно так же поупражняйтесь с «П» «У», далее с «П» «И».

На следующий день сосредоточьтесь на ином согласном звуке и прежнем наборе гласных. К примеру, «Д», «А», «О», «У», «И». Далее приступайте к следующим согласным.

Упражняйтесь до тех пор, пока не убедитесь, что ваш малолетний ученик вник, как образуется звучание слога. Если наблюдается понимание процесса, добавьте в свою учебную игру гласные звуки «Ы», «Э». Справившись и с ними, вводите двойные гласные «Я», «Ю», «Е», «Ё». Ребенку ни о какой сдвоенности звука говорить не нужно. Просто учите его произносить слоги.

Первые попытки читать слоги слитно

Мало научить дошкольника произносить слоги. Чтобы научиться читать, нужно эти слоги объединять. Первые слова, на которых будет практиковаться ребенок, должны быть двусложными и простыми по звучанию: «ла-па», «ру-ка», «но-га», «Ди-ма», «Са-ша» и пр. Важно, чтобы слова обладали двумя преимуществами:

  • просты для чтения
  • понятны для ребенка по своему значению
Читайте также:  Как правильно ухаживать за лежачим ребёнком?

Составляйте слова так, чтобы каждый слог был отделён, побуждайте ребенка сначала произнести первый, затем второй слог, и в завершение – все вместе. Не торопитесь переходить к следующему слову. Исключите механическое произношение. Добивайтесь осознания малышом того, какое слово он прочитал.

Следующей ступенькой станут трехсложные слова. Например, «ма-ши-на», «со-ба-ка», «мо-ло-ко» и подобные.

Отдельное внимание необходимо уделить закрытым слогам. Первым делом, обратитесь к трехбуквенным словам. Малыш с интересом воспринимает, когда ему предъявляют открытый слог, а потом внезапно замыкают его коротким звуком: «ко-т», «со-к», «ту-к», «мя-ч».

Занимайтесь составлением слов постоянно. Побуждайте ребенка собирать слоги, а потом и простые слова из букв. Выкладывайте изображение буквы с помощью счетных палочек или коротких карандашей. Привлекайте к подобным действиям ребенка. Чем больше средств в обучении начальной грамоте будете использовать, тем легче научить читать ребенка по слогам.

основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.

  1. Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
  2. Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
  3. Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
  4. Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма — ма, па — па, ба -ба, дя — дя. Потом переходите к сложным: кош — ка, де — ре — во, де — ти, ве — тер. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
  5. Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква «А» — альбом, «Б» — белочка, «В» — велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
  6. Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
  7. Самое главное — не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство — пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.

Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.

Как научить ребенка буквам алфавита?

Многие родители задумываются, как научить ребенка алфавиту? В каком возрасте приступать к обучению? Чтобы кроха был подготовлен к учебному процессу, знакомить его с буквами нужно еще до школы. Детсадовец уже способен понять и запомнить алфавит — основу письма и чтения.

Когда пора начинать обучение?

По мнению некоторых ученых, учить алфавиту следует практически с рождения: с 2-3 месячного возраста. Однако многие специалисты говорят о нецелесообразности такого обучения и советуют подождать, пока ребенку не исполнится 1,5 года.

К этому возрасту малыши становятся очень любознательными и проявляют тягу к познанию нового. Если вы решили начать обучение крохи буквам до 2-летнего возраста, следите за нагрузкой.

Переутомление плохо скажется на неокрепшей нервной системе малыша, а его интерес к занятиям пропадет надолго.

Большинство педиатров и педагогов советуют приступать к освоению алфавита после 3-летнего возраста. Именно с 3 до 11 лет любознательность крохи находится на пике. В этот период высока его обучаемость.

Развитие каждого малыша индивидуально, поэтому выбирать возраст, подходящий для обучения буквам, родителям придется самостоятельно.

Ребенок не готов к освоению алфавита, если он не выговаривает многие звуки, заикается, запинается при произношении. Важна и психологическая готовность крохи.

Результат обучения будет малоэффективным, если во время уроков малыш будет быстро утомляться, часто отвлекаться, плачем реагировать на свои ошибки.

Как подготовить малыша?

В первую очередь важно привить любовь крохи к чтению. Ежедневно читайте ему короткие увлекательные истории, сказки, стихи. При этом придерживайтесь простых правил:

  • разрешайте малышу самостоятельно выбирать книгу для чтения;
  • позволяйте ребенку самому перелистывать страницы;
  • обращайте внимание малыша на иллюстрации;
  • обсуждайте с ребенком прочитанное доступным ему языком, учите его делать краткий пересказ;
  • если малыш пробует все на зуб, приобретите для него книги с резиновыми или плотными картонными листами.

Игровые методы обучения детей до 3 лет

  1. Карточки с рисунками. Напишите на листе бумаге крупную букву, рядом наклейте несколько картинок, изображающих предметы, начинающиеся с этой буквы. Развесьте их на стене и чаще обращайте на них внимание крохи.
  2. Азбука на магнитах. Очень удобны буквы, которые с помощью магнитов крепятся на холодильник.

    Малыш в любое время может передвигать их, складывая слова.

  3. Съедобные буквы. Обучить ребенка азбуке можно даже за едой. Сделайте выпечку в виде букв, сложите алфавит из фруктов, веточек зелени, орешков.
  4. Развивающие мультфильмы.

    Включая их ненадолго ребенку, можно закрепить результат, полученный в процессе основного обучения.

Обучение алфавиту детей постарше

  1. Настольные игры. Приобретите лото, домино, кубики с буквами. Выбирайте самые простые изображения, чтобы лишние детали не сбили ребенка с толку.
  2. Мастерская букв.

    Как научить ребенка алфавиту по азбуке, сделанной его руками? У дошкольника хорошо развита мелкая моторика и воображение, поэтому предложите ему самостоятельно слепить буквы из пластилина, сложить их из камешков, склеить из макаронных изделий или крупы.

  3. Ассоциации. Найти отражение в буквах может все, что окружает вас с малышом.

    Пусть определенные предметы ассоциируются у него с конкретными буквами. Нарисуйте тигра, похожего на букву «Т», обезьяну, свернувшуюся буквой «О», крокодила с открытой пастью в виде буквы «К».

Основные нюансы обучения

Сделайте уроки комфортными и увлекательными для ребенка. Не забывайте, что лучше всего обучать малышей в форме игры. При этом теорию нужно сократить до минимума. Продолжительность урока не должна превышать 10 минут для двухлеток, и 30 минут для деток постарше. Занятия по изучению алфавита важно проводить регулярно.

Учебный процесс не должен быть навязан малышу.

Учебный процесс не должен быть навязан малышу. Приступать к урокам следует лишь тогда, когда кроха находится в хорошем настроении. Если ребенок в процессе обучения получит негативные эмоции, это может бессознательно отбить у него все стремление к познанию нового.

Обучая ребенка, не показывайте свое недовольство его ошибками. Нельзя сравнивать результаты крохи с неудачами и успехами других детей. Помните: ваш малыш индивидуален. Проявляя терпение и хваля его, вы постепенно получите видимый результат.

Закрепляем материал

Чтобы малыш лучше запомнил алфавит, чаще просите его назвать буквы, которые он видит в окружении. Например, на прогулке, при посещении поликлиники, в процессе игры. Просите кроху рисовать буквы на бумаге и раскрашивать их. Вместо привычной сказки перед сном рассказывайте ребенку истории о приключениях букв.

Не забывайте, что вы учите своего малыша алфавиту не для того, чтобы выделять его среди других детей и получать похвалу от мамочек на детской площадке. Раннее и правильное знакомство с азбукой способствует развитию детских способностей, подготавливает ребенка к чтению и служит полезной формой времяпрепровождения крохи с родителями.

Несколько советов родителям по методике слогового чтения

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква М запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово мама. Малыш начинает читать как раз эти слоги ма-ма, а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс развитие мелкой моторики), и вот вторая и они догоняют друг друга.

По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв Буквоград. Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с посещения Буквы А.

Можно играть в поиски букв-потеряшек, которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква А будет прочитана и пойдет домой, и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее Вариантов очень много.

Можно сделать дома Буквенный лабиринт. Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто игры несложные, а умения, получаемые с их помощью очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно. Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком. Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.